17 февраля 2014 г.

44 "Пикник на обочине" братья Стругацкие

Сегодня в Книжном клубе мы продолжаем знакомиться с творчеством братьев Стругацких.

Фантастический роман братьев Стругацких "Пикник на обочине" впервые издан в 1972 году. Роман лидирует среди прочих произведений авторов по количеству переводов на иностранные языки и изданиям за пределами бывшего СССР.
322191_original.jpg (750×350)

В двух словах, перед вами увлекательная история сталкеров - отчаянно смелых людей, на свой страх и риск снова и снова отправляющихся в место высадки пришельцев - аномальную Зону, полную опасностей и смертельных ловушек... Одна из основных тем — моральный выбор тех, в чьи руки попадают артефакты Зоны, то, как ими воспользуется человечество, которое, строго говоря, плохо понимает, в чём предназначение этих опасных игрушек, неизвестно зачем оставленных пришельцами.

322151_original.jpg (750×350)


Интересные факты.
  1. По мотивам романа снят вышедший в 1979 году фильм Андрея Тарковского «Сталкер». 
  2. В 2000 году кинокомпания Columbia pictures объявила о намерениях сделать крупнобюджетную экранизацию под названием «После посещения». Одну из ролей должен исполнить Джон Траволта. В последствии запись об этом проекте была удалена из IMDB.com.
  3. Термин «сталкер» устойчиво вошёл в русский язык и, по признанию авторов, стал самым популярным из созданных ими неологизмов. В русском языке после фильма Тарковского этот термин приобрёл смысл проводника, ориентирующегося в различных запретных и малоизвестных другим местах и территориях. Понятие «Зона» стало устойчиво ассоциироваться с зоной отчуждения в Чернобыле после происшедшей там аварии атомной электростанции в 1986 году.
  4. Действие повести происходит на Земле предположительно в 70-е годы XX века в городке Хармонт, в выдуманной англоязычной стране.
  5. 1978 год. Награда Джона Кэмпбелла, второе место за книгу года.
    1978 год. После выпуска «Пикника на обочине» в США братья Стругацкие стали почетными членами «Общества Марка Твена» за «выдающийся вклад в жанр фантастики».
    1979 год. На скандинавском конгрессе фантастической литературы книга была награждена премией Жюля Верна «За лучшую книгу года».
    1981 год. На Шестом французском фестивале фантастики в Метце братья Стругацкие были награждены за лучшую иностранную книгу года.
  6. В 2007 году вышла компьютерная игра «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», использующая идеи книги и фильма. 22 августа 2008 года вышла вторая компьютерная игра серии — «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо». В 2009 году вышла 3-я игра S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти. Несмотря на большое количество материала, отсылающего к роману Стругацких (от основных терминов «сталкинг», «хабар», вплоть до идентичного наименования большинства аномалий), разработчики игры никак не упомянули о вкладе творчества писателей в свой проект из-за возникших проблем с авторскими правами.
  7. Настольная ролевая игра Stalker RPG, разработанная Вилле Вуорела с разрешения Бориса Стругацкого, была опубликована в 2008 году издательством Burger Games на финском и в 2012 году — на английском языке.
322161_original.jpg (750×350)


Цитаты.
  1. Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!
  2. Страшное дело, почему это нам нравится, когда нас хвалят? Денег от этого не прибавится. Славы? Какая у нас может быть слава? "Он прославился: теперь о нем знали трое". Ну, скажем, четверо. Забавное существо человек!.. Похоже, мы любим похвалу как таковую. Как детишки - мороженое. Комплекс неполноценности это, вот что. Похвала тешит наши комплексы. И очень глупо.
  3. Просто уму непостижимо: такая роскошная баба, век бы с ней любился, а на самом деле — пустышка, обман, кукла неживая, а не женщина. Как, помнится, пуговицы на кофте у матери — янтарные такие, полупрозрачные, золотистые, так и хочется сунуть в рот и сосать в ожидании какой-то необычайной сладости, и он брал их в рот и сосал, и каждый раз страшно разочаровывался, и каждый раз забывал об этом разочаровании — даже не то чтобы забывал, а просто отказывался верить собственной памяти, стоило ему их снова увидеть.
  4. Разум есть способность использовать силы окружающего мира без разрушения этого мира.
  5. Вся беда в том, что мы не замечаем, как проходят годы. Плевать на годы, мы не замечаем, как всё меняется. Мы знаем, что всё меняется, нас с детства учат, что всё меняется, мы много раз видели своими глазами, как всё меняется, и в то же время мы совершенно не способны заметить тот момент, когда происходит изменение, или ищем изменение не там, где следовало бы.
  6. Иногда я спрашиваю себя: какого черта мы так крутимся? Чтобы заработать деньги? Но на кой черт нам деньги, если мы только и делаем, что крутимся?..
s010012.png (350×567)

Мой отзыв.
Книгу я перечитала ровно спустя 3 года после первого знакомства. Затем я перечитала свой первый отзыв на нее... И ужаснулась, насколько поверхностно я ее восприняла 3 года назад. Так прямо обидно за себя стало... Радует то, что сейчас передо мной раскрылся целый дивный мир, придуманный Стругацкими! Открылся во всей своей красе и во всем своем ужасе, во всей своей правде и неправде! Я сама чувствовала страх сталкеров во время вылазок, у самой сердце кровью обливалось за Мартышку. Чувствовалась вся безысходность человечества перед лицом необъяснимых фактов. 
Самая важная часть книги - разговор Нунана и Пильмана о разуме. Я перечитала этот отрывок раза три: даже самые великие умы нашей планеты не в силах понять (как обезьяны в эксперименте), откуда берутся бананы, если нажать на красную кнопку. И любое столкновение нашей Земли с неизведанными тайнами Галактики скорее всего приведет к гибели планеты. Однако обнадеживает, что "Разум - есть способность использовать силы окружающего мира без разрушения этого мира." 
Потрясающее, глубокое и неимоверно реалистичное произведение! 
Такой у братьев Стругацких интересный, неизбитый взгляд на наш мир! С удовольствием буду и дальше знакомиться с их творчеством!

1277026266_e01572ad277b147e364423eb13f1.jpg (2045×1329)


Вопросы для обсуждения.
  1. Мне все-таки кажется, что обратно с Зоны Рыжий уже не вернулся... Желание загадал, Мартышку счастливой сделал и не вернулся... Почему же авторы оставили дальнейшее развитие событий на наше усмотрение?
  2. Осуждаете ли вы существование сталкеров, незаконно выносящих опасные вещи с мир, или считает, что без сталкеров наука не продвинулась бы ни на шаг вперед? 
  3. А Рыжий-то обозленный на этот мир ... Сына Стервятника привел в "мясорубку", дочь обесчестил, самое дорогое, что было у этого хоть и гнусного типа, уничтожил... Отрицательный он все-таки персонаж, как ни крути, если задуматься. А симпатию вызывал постоянно.


До 24 февраля читаем: Томас Кенэлли "Список Шиндлера". Действие романа основано на истинных событиях, происходивших в оккупированной Польше во время Второй мировой войны.

 

Комментировать в ВКонтакте

Комментировать в Facebook

44 комментария :

  1. Я обожаю творчество Стругацких! Пикник читала несколько раз, последний - год назад.
    На мой взгляд жуткое произведение и очень реалистичное.
    Думая о Мартышке сердце кровью обливается, а вспоминая деда вставшего из могила - шерсть дыбом))
    И весь ужас, что они просто приходят и сидят в домах!

    Для меня Пикник предтеча "метро 2033" Дмитрия Глуховского
    от реалистичности которого невозможно уснуть и даже хочется побежать в магазин и закупиться мылом, макаронами .. так на всякий случай

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Метро 2033 не читала, но давно думала прочесть. Буду иметь ввиду, что читать надо с хорошим настроением)

      Удалить
    2. я оченьочень советую!! Эта книга дала начало целому направлению в художественной фантастике

      Удалить
    3. Да, да, "Метро 2033" - это что-то! Когда читала, тоже думала про запасы))))

      Удалить
  2. Знакомство мое со сталкерами и Зоной началось с игры S.T.A.L.K.E.R.. Потом я прочитала одноименную серию книг разных авторов, которые все описывают чернобыльскую Зону. Поэтому вначале книги у меня была путаница, потому как не могла сразу понять, почему не Чернобыль и почему нет мутантов и Золотой шар вместо Монолита. Конечно, если бы я знала, что Стругацкие написали эту книгу еще до Чернобыля, то начало бы читалось более понятным.
    Разочаровал конец книги, хотелось хэппи энда. Цинизм по поводу использования Отмычек просто убивает. Вообще, если сравнивать Стругацких и других авторов, которые пишут про зону, то Стругацкие заложили в книгу какой-то смысл. Рассуждение про разум и остальное.... Интересная глава, глубокая!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, глава про разум захватила и разом облагородила книгу! Других "сталкеров" я не читала, потому вроде не путалась ))

      Удалить
    2. Я кстати тоже про Чернобыль подумала, потом только до меня дошло, что тут другое)))

      Удалить
  3. А я вот поняла, что Стругацких больше читать точно не буду. не мое это совсем. Не люблю я фантастику все же. Какая-то зона, какие-то пустышки, капли , золотой шар и пр...А это произведение вообще оставило неприятный осадок, какое-то оно все депрессивное,злое. Восставший покойник, переродившийся ребенок... Рыжий ни разу не вызвпл у меня симпатии, а уж его (или это слог Стругацких?) слог вообще доводил до трясучки - "ихних". " я это говорю это..." брррр
    В общем, считаю время, потраченное на чтение этой книги, потраченным зря. И деньги, потраченные на эту книгу. тоже потрачены впустую( Жаль. Я много слышала интересных отзывов об этой книге, муж мой ее слушал в аудиоварианте, я думала, мне понравится. Оказалось, наоборот.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Вика, видно тебя книга впечатлила по-своему :) Зато теперь ты можешь точно поставить жирную точку. Все какой-никакой плюс от ее прочтения. Мужчинам, как правило, Стругацкие импонируют более, чем женщинам. Как твой муж к ней отнесся?

      Удалить
    2. Вика, мои впечатления аналогичны твоим! Никак, увы, не смогла понять я эту книгу! И это любимая книга моего мужа)))

      Удалить
    3. Жаль, что к нам в Клуб не заглядывают мужчины :) Надо уйти немного от мимимишного дизайна :)) Будем работать )

      Удалить
    4. Вообще мой муж любит всякие такие фильмы из разряда ужасной фантастики, постоянно их смотрит, а меня это злит)))) Поэтому я была уверена, что книга ему понравилась. Когда я его спросила, дослушал ли он до конца и понравилась ли ему книга, он ответил, что не помнит))) Из этого я сделала вывод, что она его не зацепила)

      Удалить
  4. Для меня "Пикник на обочине" первая книга Стругацких. Не любитель я фантастики, поэтому до сих пор "обходила" их книги стороной:))) И в итоге, как и Вика, еще раз убедилась, что фантастика это не мое, даже если с философскими рассуждениями) Ну не идут у меня книги про пришельцев и всякие там НЛО :) А здесь еще все так безнадежно и печально, а окончание - огромное разочарование Рыжим (я все же его считала "добрым парнем").
    Мне кажется, что Рыжий не вернется, да и с исполнением желания у меня большие сомнения-Стервятник за детей просил и что в итоге?
    Про сталкеров вообще не понятно, если закрытая зона, то уж закрытая, а если проникают всякие там сталкеры, то кто виноват??? Значит это кому-то выгодно! Поэтому осуждать их или оправдывать не имеет смысла. Вообще, ощущение от жизни в этом городке как о средневековье: жутком и мрачном.
    А про дочь Стервятника, Юля, я не поняла, когда он ее обесчестил? Я поняла он с ней спал, но кажется она уже сама по себе не скромница была???
    Итог: книга не понравилась, ожидала большего и , на мой взгляд, логичнее было бы, чтобы Рыжий спас Артура.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот-вот, и я ждала, что добро в нем проснется и он Артура спасет! Мне вообще показалось, что он в конце умом сильно тронулся. Обидно.

      Удалить
    2. Это я так про дочь Стервятника мягко выразилась )) Смысл передать ))
      ДА и вывод о целом направлении, как фантастика, делать по одной книге не стоит. Все-таки Стругацкие они совсем не такие, как другие. У них своя волна, неповторимая.
      Согласна, что спасти Артура следовала, особенно услышав его последние слова, можно было что-то предпринять..
      А умом он тронулся из-за Мартышки..

      Удалить
    3. Если будем читать с клубом фантастику, с удовольствием попробую)

      Удалить
    4. Конечно же будем. Я стараюсь охватывать многие жанры, чтобы каждый смог найти именно свою книгу!

      Удалить
    5. Определенно, Рыжий должен был спасти Артура. Тогда может что-то доброе появилось бы в этом произведении)

      Удалить
  5. Давно слежу за Вашими обсуждениями, но скорость чтения у меня значительно ниже Вашей, отвлекают другие увлечения. Поэтому еще в январе решила для себя, что несколько книг пропущу, читала только комментарии, и взялась сразу за "Пикник...". Муж и свекровь очень уважают творчество Стругацких, а я вообще прохладно отношусь к фантастике. Но эта книга впечатлила.
    Юлия, очень нравится, как Вы выделяете цитаты, в этой книге тоже ставила для себя пометки, все мои пометки совпали с Вашими цитатами, Вы осветили даже больше интересных моментов.
    Конец хотелось бы другой, может не хэппи энд, но кажется немного обрезанным, в то же время есть простор для фантазии.
    Думаю, что Зона Рыжего не отпустила, но хочется надеяться на исполнение его желания для всего человечества в целом и для каждой личности, хорошей или дурной, нравящейся нам или вызывающей отторжение.
    Сталкеры есть в любое время, причем к ним можно отнести не только жаждущих наживы, но и просто людей, охочих до всего нового, возможно в детстве их любопытство и любознательность не были удовлетворены в полной мере.
    Наличие только шкурного интереса все равно рано или поздно приводит к трагедии, как это произошло со Стервятником, но такие сталкеры как Рыжий как раз и двигают прогресс.
    Может быть Рыжий и отрицательный персонаж, но такова жизнь и не он ее сделал такой. У меня тоже к нему только сочувствие и симпатия, никакого отрицательного отношения.
    В целом книга понравилась, скачаю несколько книг Стругацких для чтения в отпуске (Уже готовлюсь к летним каникулам).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лорис, как замечательно, что анонс помог тебе к нам присоединиться (мы тут все на "ты", привыкай :) ))))!!!
      Цитаты да, это вещь! Порой автор в одну фразу умудряется вложить весь смысл книги!
      Сегодня у нас книга ,вызывающая неоднозначную реакцию, и тем приятнее процесс ее обсуждения.
      Ух, не я одна симпатией к нему прониклась :)

      Удалить
  6. Только что дочитала книгу. Ощущения смешанные. Не могу сказать, что мне понравилось, но и о потраченном на неё времени не сожалею. Сам текст мне не очень нравится, как-то сумбурно, слишком много персонажей. Есть ощущение, то авторы хотели рассказать гораздо больше, но не успели или в последний момент передумали. Читать "Пикник..." стоило хотя бы ради беседы Нунана и Пильмана и нескольких последних страниц. Размышления о разуме, сама концепция пикника (лишний повод задуматься о последствиях своих действий).Неопределённый финал, мне определённо нравится. Могу додумать всё с присущим мне оптимизмом. Но какое-то неприятное, тревожное ощущение после всей этой истории остаётся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, ну конечно же тревога остается! Ведь нечто подобное либо происходит, либо в любой момент может произойти. Может не в тех подробностях, какие описывается, но со схожим смыслом. И ощущение того, что даже Светилы нашего мира не смогут в этих вещах разобраться, конечно же тревожит..
      Всегда поражаюсь, как ты трезво можешь оценивать прочитанную книгу. Мне бы так научиться ) А то эмоции порой зашкаливают )))

      Удалить
    2. +1 за фразу "Неопределённый финал, мне определённо нравится."!

      Удалить
    3. Юля, после твоих слов поняла, что сильнее всего тревожит. Есть огромный мир лежащий за пределами нашего познания и понимания и мы перед ним беззащитны и беспомощны...
      А я всегда с завистью читаю твои эмоциональные отзывы на книги))) А у самой так не получается, то ли звезды так сошлись (я весы по гороскопу), то ли специфика образования и работы сказывается.

      Удалить
    4. Мне кажется, что трезвость - есть объективность.

      Удалить
    5. Да, про концепцию пикника, действительно. хорошо сказано. Пришел, намусорил. ушел, а кому-то расхлебывать последствия((

      Удалить
  7. Фуф... Раз не у одной меня не пошло, тогда тоже напишу. Я не любитель фантастики, книгу начала и сразу же закрыла. Почитала о чем книга и не пожалела, что бросила ее читать.
    Но мне очень понравился четырехтомник с космической фантастикой Дена Симмонса: "Гиперион", "Падение Гипериона", "Эндимион" и "Закат Эндимиона", правда, интересными оказались только первые два тома ))) Рекомендую!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо за мнение. Да, сегодня 50 на 50 ровненько фантиков и не фантиков книги )

      Удалить
  8. Добрый вечер, девочки! Вернулась я в наш любимый Клуб)))
    "Пикник…" впервые я прочитала 8 лет назад. Мы с мужем тогда только начали встречаться и это была одна из его любимых книг. Я конечно решила ее почитать)))) Воспоминания тех лет стерлись, не помню точно своих впечатления от нее))) Вроде понравилось, но ничего в голове не отложилось! Сейчас решила с вами перечитать... и ничего! Наверное, все ж, такие книги не по мне. Особо за душу не взяла, задуматься не заставила.
    Да, книга глубокая! Теория про пикник на обочине, размышления про разум… Концовка сильная, мурашки по телу:
    «Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий… разберись! Загляни в мою душу, я знаю, там есть всё, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, — ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно всё проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов...».
    Мне кажется неопределенный конец – это то, что нужно! Больше уже ничего неважно…
    А сталкеров я осуждаю… Столько ненужных, бессмысленных смертей. Мне так было жалко Кирилла… И Артура…
    «Что такое «думать»? Думать — это значит извернуться, сфинтить, сблефовать, обвести вокруг пальца, но ведь здесь всё это не годится…»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне понравилось, как авторы точно объясняют некоторые явления, чувства, ощущения. Книга помогает разобраться в сложных вопросах, на которые порой самой ответить невозможно.

      Удалить
  9. Девочки, добрый вечер.
    Книгу читала неоднократно, на этот раз перечитывать не стала, все-таки под нее нужен определенный настрой, а у меня тут в последнее время довольно много депрессивного. Вообще люблю фантастику, и Стругацких в частности, такие произведения всегда заставляют задуматься. Рэд мне совершенно понятен, не могу испытывать к нему ничего помимо жалости, вот Мартышка всегда вызывала легкий ужас. Даже когда читала впервые предполагала подобный исход книги, причем он представляется мне не трагичным, а естественным. Не скажу, что книга из любимых, но перечитываю временами.
    Кстати, фильм на мой взгляд гораздо депрессивнее, и его я пересматривать совсем не хочу.
    Кстати, как-то попала в руки книжка с продолжениями историй Стругацких, причем писали ее другие фантасты, книга выходила в рамках собрания сочинений АБС. Вот тамошнее продолжение "Пикника" вызвало во мне резкое отвращение, было впечатление, что книгу опошлили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антонина, смотри, сколько у Пикника последователей ) Наверное, как ни у кого другого)
      А. Лукьянов. Старик с обочины. Повесть. 2008.
      А. Лукьянов. Трейлер Старика. Повесть. 2010.
      Кир Булычёв, «Спасите Галю!» (рассказ, 1990)[24].
      Леонид Кудрявцев, «И охотник…» (рассказ, антология «Время учеников», 1996)
      Николай Романецкий, «Отягощённые счастьем» (повесть, антология «Время учеников», 1996)
      Никита Филатов, «Позолоченный шар» (рассказ, антология «Время учеников 3», 2000)
      Сергей Стрелецкий. «Сердце Зоны» (рассказ, 2008)[25].
      «Христолюди», фантастическая повесть, любительский перевод романа Д. Уиндема «Хризалиды» с незначительными вставками «под Стругацких».
      Сергей Тармашев. «Ареал» (серия романов).
      Книги и рассказы, посвященные сталкерам и написанные под влиянием серии игр S.T.A.L.K.E.R.

      Удалить
    2. Вот Булычева, однако надо почитать!

      Удалить
  10. Здравствуйте))) Стругацких читала впервые (всё время избегала, хотя слышала хорошие отзывы от мужа и тёти). К фантастике я отношусь очень спокойно. Решила все-таки попробовать, сначало хотелось книгу закрыть и убрать, а потом втянулась. И знаете, мне понравилось. Рада, что не читала раньше и рада, что прочитала сейчас. Теперь хотелось бы посмотреть фильм, от мужа слышала, что фильм тяжеловатый, но смотреть буду все равно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, видишь, хорошо ,что не бросила. Прониклась) Стругацкие очень специфичны и далеки от традиционного понимания фантастики.

      Удалить
  11. Дома лежит сборник Стругацких из четырех произведений: "Трудно быть богом", "Понедельник начинается в субботу", "Отель "У погибшего альпиниста" и "Пикник на обочине". Первые два были зачитаны до дыр, особенно "Понедельник..", "Отель.." хоть и слегка сумасшедший, но все-таки какой-никакой детектив :) А вот "Пикник..." я так и не осилила. Теперь вот собралась с мыслями и прочитала. Ну вот, не в восторге я. Мрачно, хотя "Трудно быть богом" тоже не мюзикл, но все равно не то...На протяжении всего произведения не покидала мысль, что нас ждет такое будущее, только мы и без инопланетян справимся, своими руками превращая Землю в одну большую Зону, устраивая пикники на обочинах и не только на них. Кстати, казалось, что читаю про Чернобыль. Специально поискала год издания книги — 1972. Надо же, Стругацкие слегка провидцами оказались, правда Зона появилась не в выдуманном Хармонте, а в их собственной стране...
    Страшно было читать про Мартышку, не из-за ее мутации, а сам факт: родился ребенок, растет, а потом превращается в...а, главное, родители знают что это так будет...Жестоко очень и по отношению к ним, и к Мартышке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень интересно. Фантику "Понедельника..." не зашел "Пикник..."! Насколько же все мы разные! СО своим собственным взглядом на эту жизнь!! Это так интересно и замечательно! А почему же не понравилось? Именно из-за угнетающей атмосферы?

      Удалить
  12. Юль, а вот было бы интересно почитать твой отзыв 3-хлетней давности))) Поделишься?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эх.. Как бы не стыдно мне было, но вот ))))
      "Очень увлекательно и очень интересно! Прочитано за 2 суток с превеликим удовольствием. Есть только 2 момента: я бы увеличила объем произведения за счет более подробного описания Зоны (очень уж было интересно читать про необычные инопланетные вещички) и ... другой конец хочу... Я себя обманутой почувствовала в конце... И что с Мартышкой случилось? Может я много внимания уделила мелочам? Многие пишут про глобальный взгляд на человека в данной книге, мне же она показалась совершенно не тяжелой и развлекательной. Люблю, когда идея книги остается в памяти надолго, а не забывается через годик."

      Удалить
  13. Аркадий Стругацкий служил в Канске, там есть разрисованная стена на тему книги http://lyubava1.blogspot.ru/2012/08/blog-post_18.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любава, спасибо большое за информацию!! Очень красочно и красиво!

      Удалить
  14. Пока не прочитала, но поделюсь интересной ссылочкой на цитаты из произведений братьев Стругацких
    Трудно быть Стругацкими

    ОтветитьУдалить

LiveLib