17 августа 2015 г.

27 "Марсианин" Энди Вейер

Наконец мы встретились!! Очень рада всех видеть на встрече Книжного клуба!
"Марсианин", "Маарсиаанин" прочно завладел мои сознанием, уже три недели как. Сегодня поговорим о том, какое впечатление произвел на вас дебютный роман американского писателя Энди Вейера "Марсианин", 2011 год.


Позвольте для настроения всем вместе послушать и, что важнее, посмотреть клип на популярную нынче песню под названием "Со мной ли ты?" ("Are you with me?"). Казалось бы тривиальная песня, но прочтение "Марсианина" совпало у меня с моментом просмотра данного клипа. И ... я.... пропала... 


В двух словах, в центре романа астронавт Марк Уотни, которого вследствие сложившихся обстоятельств оставили одного на Марсе. Ему приходится проявлять фантазию и применять все свои знания, чтобы выжить и попытаться вернуться на Землю. Вот в такой "обстановке" Марк существовал (фотография поверхности Марса с сайта NASA).

Rock Spire in 'Spirit of St. Louis Crater' on Mars, photo from www.nasa.gov dated 26 Apr, 2015



Интересные факты:
1) "Марсианин" - дебютный роман Энди Вейера;
2) автор начал писать свой роман с 2009 года и выкладывал его по частям на своём сайте, по главе раз в несколько месяцев, в течение трёх лет;
3) Энди Вейер допустил сознательную неточность при написании завязки, когда значительно преувеличил опасность песчаной бури на Марсе, так как хотел, чтобы сама природа стала причиной возникновения конфликта человека с природой;
4) основным источником вдохновения в процессе написания романа для Вейера стала миссия «Аполлона-13» (из летавших к Луне пилотируемых кораблей — единственный, на котором в полёте произошла серьёзная авария, старт корабля состоялся 11 апреля 1970 года);
5) экранизация от режиссёра Ридли Скотта с Мэттом Деймоном в главной роли запланирована к выходу 8 октября 2015 года - одна из самых ожидаемых премьер этого года. Трейлер завораживает!!


Мой отзыв.
Марк! Марк! Чувствуешь ли ты что-нибудь! 
У кого не защемит в сердце, когда начинаешь думать про Вселенную, непостижимые световые года, планеты, космические корабли, марсоходы? Правильно, у космонавтов. Конкретно у Марка не щемит ни от чего, даже от одиночества.
Читая книгу мне очень хотелось слышать больше эмоциональных подробностей и душевных переживаний Марка. Точнее не больше, а хотя бы немного. Ты один на другой планете, вокруг бескрайняя бесплодная пустыня и ты один, ни единой живой души и ты один, никакой связи с Землей - ты один, тебе нечего есть и ты один .. еще 4 года.. еще 1460 дней. Не может человеческая душа не дрогнуть, не может, как бы автор не пытался это доказать. Автор так увлекся научной фантастикой, что забыл, что на Марсе оставили не марсоход, а живого человека. Повторюсь, живого, здорового и склонного к разного вида эмоциям.
Однако дочитав, я была настолько впечатлена общей картиной книги, что, добавив в эти впечатления еще и эмоциональные переживания, боюсь, в итоге оказался бы нервный срыв. И я не преувеличиваю.
Если вы не сентиментальны и души не чаете в космосе - эта книга Ваша! 


Ну что, ждем премьеру? Предлагаю через неделю после премьеры встретиться и поделиться впечатлением. 
Добавлено 18.10.2015: Кстати, обсуждение фильма уже тут. Ждем ваши впечатления!



До 27 августа 2015 г. читаем: "Мастер и Маргарита" Михаил БулгаковЭто самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX в. Это роман, который почти официально называют "Евангелием от Сатаны". Это книга, которую можно читать и перечитывать десятки, сотни раз.

Комментировать в ВКонтакте

Комментировать в Facebook

27 комментариев :

  1. Прежде всего, большое спасибо Клубу за то, что познакомили меня с этой книгой. Книга отличная!

    Я читала «Марсианина» по-английски и получила массу, массу удовольствия. В книге Энди Вейера «Марсианин» мне понравилось всё.

    Прежде всего главный герой, американский астронавт Марк Уотни.
    Автор создал прекрасного, шедеврального главного героя. Марк попадает в, казалось бы, безвыходную ситуацию и ни разу за всю книгу не впадает ни в отчаяние, ни в уныние. Автор специально оговаривает, что Марк не обычный человек с улицы, что его такого специально искали, психологически тестировали и отбирали из многих желающих. Поэтому мы сразу знаем, перед нами исключительный человек. Хорошо образованный, быстро соображающий, с чувством юмора, неунывающий, компанейский, физически крепкий. Тоооолько читатель соберётся подумать, что что-то этот Марк какой-то уж слишком идеальный, как бац, и Марк совершает ошибку, например, по неосторожности допускает взрыв газа на Марсианской базе, и вот он снова нам всем понятен, и ему не чуждо человеческое, и он может ошибаться. Я уверена, что в то время как большинство мужчин будут читать книгу ради космических и технических подробностей, многие женщины будут восхищаться Марком.

    Из всего, что мне понравилось в книге, на первом месте, как вы поняли, главный герой. Уверенное второе место занимает научно-популярная часть. Книга изобилует научными фактами из астрономии, физики, химии и биологии, и вся эта информация подана читателю великолепно, мастерски. Обилие цифр и терминов разбавлено шутками, описания сделаны так живо, что даже неспециалисту во-первых, понятно о чём речь, а во-вторых, интересно и хочется побольше узнать о космосе, о Марсе или о выращивании картофеля. Книга пробуждает в читателе тягу к знаниям, а это ли не прекрасно!

    Очень забавно, насколько местами очевидно, что книга написана американским писателем. Американский патриотизм непобедим. НАСА лучше всех, американцы рулят, китайцы (китайцы!!!) во второй половине книги радуются шансу встать на одну ступень с величайшей космической державой в мире, с американцами! Кивок вежливости в сторону ЕС – один из астронавтов немец, кивок в сторону феминисток – командир экипажа женщина-американка. Про Россию, которая в книге о космосе не могла не прийтись к слову хотя бы пару раз, во всей книге одно предложение, да и то о том, какой небезопасный для полётов корабль был «Союз», на котором летал Гагарин, и что советские космические корабли в принципе не слишком хороши. Впечатления от книги это совершенно не портит, скорее наоборот, делает её забавно милой.

    Книга немаленькая, 508 страниц, и все 508 страниц одинаково напряженно, волнительно, местами смешно, местами страшно за главного героя. Немного озадачивают последние страницы, когда автор бросается в рассуждения о том, насколько людям свойственна доброта и самопожертвование… Честно говоря, возникает ощущение, что автор вынужден был добавить эти несколько абзацев по требованию редактора, настолько они дисгармонируют со всей остальной книгой.

    В целом могу сказать, что «Марсианин» отличный образчик современной литературы, доставит удовольствие читателям и читательницам всех возрастов, очень и очень рекомендую к прочтению.

    И ещё раз спасибо клубу Shoo.by за то, что включили эту книгу в список чтения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо за такой интересный и проникновенный отзыв! Мне еще раз захотелось почитать эту книгу ))))) Уверена, что язык оригинала открыл для тебя еще больше прелестей, нежели переведенное издание.
      Со всем твоим восхищением согласно! Однако факт принижения достижений советской космонавтики совсем не нахожу «забавным» и, определенно, не «милым»… Было очень обидно, горько и несправедливо – ложка дегтя, лично для меня. Да не все было гладко, но достижения есть, великие достижения, уважать которые стоит всем, независимо от современных политических взглядов и состояния космонавтики.
      По поводу Марка. «Марк не обычный человек с улицы, что его такого специально искали, психологически тестировали и отбирали из многих желающих» полностью объясняет его стойкость перед великой силой госпожи Одиночества.

      Удалить
  2. Отличная книга, захватывающая, динамичная! Прочитала книгу с огромным удовольствием и на одном дыхании. Я искренне сочувствую тем людям, кто читал её на сайте автора частями с перерывами в несколько месяцев. Совершенно замечательный главный герой! Понятно, что в космонавты, особенно в фантастических романах, попадают только лучшие из лучших, с совершенно определённым набором личностных качеств и довольно предсказуемыми реакциями на нештатные ситуации. Но Марк превзошёл все самые смелые ожидания – не только без страха и упрёка, но и с отличным чувством юмора и здоровой самоиронией. И никаких рефлексий, переживаний о смысле бытия и т.д. Не могу оценить научную сторону повествования, но вся предложенная автором информация так чётко и логично подана, что не вызывает даже желания сомневаться. Добротная научная фантастика с человеческим лицом. И перевод мне достался хороший, одно только слово в нем меня смутило - «экивок», устаревшее, но в последнее время, ставшее модным, в этом тексте прозвучало каким-то неуместным.
    «Мастера и Маргариту» нежно люблю и очень жду обсуждения…

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, «экивок» твой улыбнул :))))) (устар. двусмысленность, двусмысленный намёк; увертка).

      А «Мастеру и Маргарите» суждено было годик подождать. Тоже испытываю к этой книге очень трепетные чувства.

      Удалить
    2. Ну как-то в произведение о будущем этот "экивок" мне показался совсем неуместным, что называется слух резанул. Меня это словечко задело даже больше, чем полное игнорирование автором всех наших достижений в освоении космоса (американец же, что с него взять...жертва системы)

      Удалить
  3. И я хочу сказать большое спасибо за знакомство с книгой Энди Вейра "Марсианин". В наше время достаточно сложно бывает сориентироваться в новых книгах. А эта очень понравилась.
    В принципе, я вообще люблю научную фантастику. И "Марсианин" пополнил мою "копилку" произведений этого жанра.
    Марс - планета, которая очень притягательна для фантастов вообще. Но в этом романе мы видим её с иной стороны.
    Начиная с названия... Вот если честно: что приходит в голову при слове "марсианин"? Житель Марса, то есть - инопланетянин. И первая неожиданность книги: марсианин - это человек Земли. Да, оставленный на Марсе, но землянин. А выбраться из беды ему в итоге помогает родная планета. Земля. Почему же такое название? Неужели долгая жизнь на красной планете сделала Марка Уотни инопланетянином? Конечно, нет. Несмотря на то, что он многое узнал про Марс, несмотря на то, что он даже пытался иронизировать по поводу Марсианского гражданства, он в первую очередь - человек. С чисто человеческими чертами: любовью к друзьям, желанием понять их, умением собрать воедино волю к жизни, полученные знания, надежду - и ВЫЖИТЬ. Даже умение на какое-то время «отстранить» эмоции – тоже вполне человеческое свойство, которое помогает не потерять рассудок и сохраняет способность действовать в экстремальных ситуациях. Так что, на мой взгляд, прямо с названия начинается некоторое противопоставление ожиданий читателя и авторского решения ситуации.
    Это противостояние мы видим и дальше: например, в том, как экипаж принимает решение вернуться за Марком. Вопреки прямому отказу Земли от этого, на их взгляд – очень рискованного, плана, сначала эта идея «утекает» с закрытого обсуждения, а потом экипаж принимает её – несмотря на перспективу военного трибунала. Что противопоставляется здесь? Человечность – рационализму? Иррациональное чувство вины – математически обоснованным выводам?
    Кстати, очень интересно наблюдать, читая роман, как Жизнь то и дело вносит коррективы в казалось бы очень строгие, проверенные расчёты. «Суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет»… (Гёте) То есть, опять же очень важная и любимая именно научными фантастами о том, что наука не существует сама по себе, не бывает так называемой «чистой» науки…
    Ещё крайне важные, на мой взгляд, и точно выписанные эпизоды – последние обращения Марка к друзьям из экипажа, когда он считает, что все надежды рухнули, и общение членов экипажа с родными, ожидающими их на Земле. Поразительные миниатюры, в которых подчас видим содержание отдельных романов. Они настолько точно и эмоционально наполнены, что не забываются, несмотря на их «вспомогательную» (А так ли это?) функцию.
    Если говорить о самом герое, то он очень хорошо вписывается в ряд тех героев, которые созданы научными фантастами до него – начиная с Сайреса Смита (Жюль Верн «Таинственный остров») и заканчивая - для меня это просто последний из научно-фантастических романов, прочитанных до «Марсинина», - Никки (Ник Горькавый «Астровитянка»). Логика построения этих образов очень близка, как мне кажется. Особенно – для меня – «Марсианин» перекликается с «Астровитянкой» (кому интересно, приглашаю подумать об этой книге -http://ezhata.blogspot.ru/2013/09/blog-post_29.html).
    Юлия, огромное спасибо за книгу, за возможность обсудить её. И особенно – за клип и за анонс фильма. Редко возникает желание увидеть экранизацию, но эту, наверное, буду ждать.
    И прошу прощения: если неуместны ссылки на обсуждение других произведений, сразу же удалю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, благодаря тебе впервые задумалась осознанно, почему же все-таки Марсианин, а не Землянин :) Может Марсианин, потому что он первый жил на Марсе? Знаешь, как говорят, не важно, кто тебя родил, важно, кто тебя воспитал. Так и в этом случае Марк - Марсианин, поскольку именно на Марсе он стал настоящим взрослым человеком.
      Спасибо большое за интересный отзыв, за Гёте отдельный поклон, а за сравнение героев у фантастов вообще респект.
      И еще. Точно также, как Книжный клуб с радостью приветствует любые ссылки и отсылки на себя в сети, так и внутри Клуба всегда приветствуются любые книжные мысли со стороны :))

      Удалить
  4. Позвольте мне вклинится с чайной ложкой дегтя... )))))
    Мне книга не далась. )) Видимо, научная фантастика - это не мое! )))
    И тема, начатая еще когда-то Даниелем Дефо вызывает у меня чувство ужаса и грусть. Видимо, я слишком социальный человек. )))))
    Я честно пыталась и читать, и слушать "под вязание" книгу... И если тема создания почвы и заселения ее бактериями была мне, как дачнице, интересна, что физика и химия....
    Но в свое оправдание хочу сказать, что время зря не теряла и прочла просто потрясающую книгу Джоджо Мойес "До встречи с тобой". Удивительный рассказ про силу воли, отчаяние, жизненные ценности и...конечно, любовь. Книга послужила источником фильма "1+1", но, поверьте, они очень разные!!! И финал, и глубина, и даже жанры в конечном итоге. Очень рекомендую книгу к прочтению и обсуждению клубу! ))))
    Юлечка, еще раз спасибо за возобновление клуба, которого мне так не хватало в жизни... Я много искала подобные общества в сети, но ни одно так и не смогло мне заменить наш клуб. Видимо, все дело в создателе, сердце общества! Спасибо тебе за особый дух, ТВОЮ подборку книг, большинство из которых не оставили меня равнодушной, за такие глубокие рассуждения и ту компанию единомышленников, которая собралась вокруг тебя в нашем клубе! Я не очень люблю читать комментарии в блогах, но здесь комментарии и рассуждения в них являются приятным продолжением твоих мыслей о книге...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ошибочка: ТО физика и химия...

      Удалить
    2. Лариса, твои слова на целый день подняли настроение! Спасибо! Взаимно очень рада воссоединению.
      Если честно, я предполагала, что твоих единомышленников по этой книге будет больше. Мне вполне понятно, почему книга может не понравиться. Про дачницу смешно :) Представляю, как ты будешь картошку в следующем году садить, со знанием дела :)))
      Джоджо Мойес "До встречи с тобой" обязательно прочтем с Клубом, так что пиши отзыв и сохраняй его. Осенью точно будет к прочтению, давно на нее заглядываюсь :)

      Удалить
    3. роман Джоджо Мойес не лег в основу фильма "1+1", его экранизация будет в 2017 году под одноименным названием.
      а в целом согласна, потрясающее произведение! меня колбасило несколько дней!

      Удалить
    4. Возможно меня ввел в заблуждение сходный сюжет и роман Джоджо Мойес "Один плюс один" ))))))))))). И мое сознание объединило эти два момента в одно целое )))))))))))))))))))

      Удалить
    5. скорее всего))
      "1+1" снимался на реальных событиях(((

      Удалить
    6. но он гораздо позитивнее книги. Я во время всего прочтения нахваливала режиссера, как он мог из такого грустного и даже страшного сюжета снять такой жизнеутверждающий фильм! И вообще, надо же было так изменить сценарий по сравнению с книгой!
      Спасибо, Юлечка, что Вы мне открыли глаза, а то так бы и заблуждалась! )))

      Удалить
    7. да, концовка книги выбивает из колеи(((((
      я так долго думала, как же он так смог???
      нужно быть очень сильным или отчаявшимся(((
      а потом пошла на сайт квадриплегиков, там столько всего интересного! какие же они молодцы! только так смогла отвлечься от книги..
      не за что, Лариса)) у меня тоже такие моменты бывают)))

      Удалить
    8. По секрету шепну вам... Прочитала эту книгу... Будем читать с Клубом в октябре ОБЯЗАТЕЛЬНО... Секрет...

      Удалить
  5. Если честно, то если бы не книжный клуб, никогда не обратила бы внимание на "Марсианина", тема космоса это не мое, да и "Апполон - 13" я даже не смотрела. Однако начав, была приятно удивлена. Сюжет сам по себе интересен, и если я думала, что чтение растянется как минимум на неделю, то я проглотила его за два дня. Согласна, что не хватает эмоций, ну не верится, что оказавшись в такой ситуации ты будешь шутки шутить, это же психологически очень сложно и страшно, оказаться на другой планете, почти без шанса на выживание и совершенно одному! Поэтому хотелось бы побольше мыслей Марка на этот счет. Ну и напрягло немного просто огромное количество технических подробностей и всяких физических, химических и подобных терминов. А в целом рада, что познакомилась с этой книгой, теперь буду ждать экранизации, тем более что люблю Мэтта Дэймона)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, я тоже очень люблю открывать для себя новые книги в самых необычных местах и при самых неожиданных обстоятельствах. Это запоминается :)
      Думаю, Мэтт Дэймон покажет себя во всей красе. Кстати, читая книгу, я представляла себе Марка очень похожего по типажу на Мэтта, еще не зная про экранизацию.

      Удалить
  6. Добрый вечер. Еще раз УРА возобновлению работы клуба! стимул читать стал сильнее) книгу "проглотила" ЗА 3 ДНЯ! сразу скажу, когда искала электронный вариант, наткнулась на пару отзывов - очень классная книга и слишком научное чтиво... но лучше самой получить представление о содержании! читалось местами легко, местами приходилось перечитывать повествования про переделки аппаратов с углекислым газом и так далее) в конце не могла сдержать эмоций! очень рада, что концовка такая, какая есть! спасибо за такую книгу! жду фильма и уже читаю мастера и маргариту)))!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, концовка очень эмоциональная, последние 30-40 страниц я ничего вокруг не слышала. А вот "хэппи"-энд я надеялась получить иной, ведь Марсианин на то он и Марсианин, чтобы оставаться на Марсе...

      Удалить
  7. Юля, спасибо за такую интересную книгу!
    я тоже не любитель фантастики, но тут захватило))
    хотя сложновато было читать, особенно про химические элементы и их соединения, но, тем не менее, 3 дня не могла отрваться!
    конец очень захватил, действительно, ничего не видела и не слышала вокруг))
    и не ожидала, что спасут его!
    мой вывод: никогда не нужно опускать руки!
    но эмоций человеческих мне не хватило, хотя и не отрицаю, что есть такие собранные люди, как Марк, у которых все по полочкам!
    и да, жизнь - она непредсказуема!
    об экранизации узнала ранее, и так как люблю Метта Деймона, то обязательно посмотрю!
    спасибо большое за полученные эмоции!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо Энди Вейеру :) Я всего лишь скромно свела вас вместе :)
      Согласна, что никогда не знаешь, даже как сам поступишь в экстренной ситуации. Сам факт того, что (вот представьте) ты садишься в ракету и летишь в космос, говорит о тебе ,как о высокоорганизованном и невообразимо сильном духом человеке. Мне от одной мыли уже страшно 8)

      Удалить
    2. это точно)))
      я б в космос не полетела ни за что)))

      Удалить
  8. Юля, спасибо за книгу! Прочла на одном дыхании! Стиль письма мой. И мне, как инженеру, было очень интересно читать все эти научные штуки) Очень понравился образ Марка Уотни, человека, хватающегося за жизнь в такой сложной ситуации, человека, не теряющего надежду, человека с чувством юмора. Посмотрела трейлер и теперь очень жду фильм! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, приятно, что заглянула в Книжный клуб. Замечательно, что на настоящем обсуждении у нас практически единодушие по отношению к книге. Хотя, когда положительных и отрицательных отзывов 50 на 50 в комментариях жарче :))))
      Мне кажется, что фильм будет очень крутой.

      Удалить
  9. На меня книга не произвела большого впечатления, здесь все как с Интерстелларом.
    Роман претендует на жанр научной фантастики, но для тех кто читал других авторов (Стругацких, Азимова, Лема, Уэлса) невозможно не почувствовать - дух советских покорителей космических пространств вперемежку с жуткой американщиной. Чтобы было интересно не нужно столько бесполезных терминов и разъяснений, всего этого псевдонаучного выпендрежа, К примеру, скафандр загерметизировала кровь (!) и после ранения антенной, он таскает такие тяжести, что сорвал себе спину. Это не фантастика, а фантазия.
    Личность Марка мне симпатична, но автор решил его провести через все, что смог придумать. Бедного героя били били, никак не добили.
    Фильм обещает быть зрелищным ( ох, бедный Деймон, я его люблю, но сколько скафандров ему пришлось примерять последнее время )) не обходится не одного фильма про космос за последние годы, где бы он не снимался !
    В общем книга написана специально с прицелом на фильм, в котором американский флаг будет нам подмигивать из каждого угла.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна, как считаешь, на русской классике тебе удастся немного отвлечься? :)
      Да, от американского наваждения сегодня ни в одной из сфер жизнедеятельности не уйти. Только трезвый скептический взгляд может отфильтровать ценности от сора. Думаю, тебе это удалось в данном конкретном случае весьма успешно.

      Удалить

LiveLib