3 марта 2014 г.

27 "Полковнику никто не пишет" Габриэль Г. Маркес

Сегодня первое наше собрание Книжного клуба в своем собственном старом, но обновленном доме! Поздравляю всех нас!


«Полковнику никто не пишет» — повесть колумбийского писателя, нобелевского лауреата Габриэля Гарсиа Маркеса, опубликованная в 1957 году.

Gabriel+Garcia+Marquez+_30-10-20_492834a.jpg (1386×920)

В двух словах, год 1956. Провинциальный городок Макондо. Сменилась в латиноамериканской стране в очередной раз власть, очередные столичные коррупционеры в который раз наживают состояния — а герой давно пролетевшей гражданской войны, престарелый полковник в отставке, влачит в маленьком провинциальном городке полунищенское существование... Но его история, история маленького человека, в одиночку отстаивающего свое достоинство, становится историей преодоления одиночества, произвола и абсурда, царящих в мире.

original.jpg (1440×900)

Интересные факты.
  1. Данная повесть и самый известный роман писателя "Сто лет одиночества" связаны сюжетно. 
  2. Повесть «Полковнику никто не пишет» — одно из ранних произведений Гарсиа Маркеса. Во время создания этой повести Гарсиа Маркес ещё не выработал свой фирменный стиль, известный как магический реализм.
  3. Реалистический текст, отмеченный влиянием Эрнеста Хемингуэя ("Старик и море").
  4. Повесть экранизирована мексиканским режиссёром Артуро Рипштейном в 1999 году.
  5. В 2001 году осуществлена театральная постановка Марины Глуховской Омским академическим театром драмы.
  6. В саундтрек фильма «Брат-2» вошла песня «Полковнику никто не пишет» группы «Би-2». Песня стала хитом в России, с неё началась широкая популярность группы. 
  7. Макондо - несуществующий город, скорее город-легенда Маркеса. Но известно, что прообразом города стал, любимый его детством, городок Аракатака, где Гарсиа Маркес прожил до восьми лет (до смерти деда). 
  8. Также у группы БИ-2 есть песня Макондо, посвященная этому вымышленному городу.
  9. Маркес родился первым из 16 детей в семье.

Цитаты.
  1. Лучшее лекарство от диабета - бедность.
  2. Только смерть приходит обязательно.
  3. - Мечты! - сказала женщина. - Из мечты каши не сваришь.
    - Каши не сваришь, но она накормит, - ответил полковник.
  4. Когда я почувствую, что мне и в самом деле плохо, я не стану ни на кого рассчитывать. Я сам выброшу себя на помойку.
  5. Продавать надо так, будто ты покупаешь.
  6. Я не ношу шляпы, чтобы ни перед кем ее не снимать.
  7. А что мы будем есть все это время? - Она схватила его за ворот рубашки и с силой тряхнула. - Скажи, что мы будем есть?
    Полковнику понадобилось прожить семьдесят пять лет - ровно семьдесят пять лет минута в минуту, - чтобы дожить до этого мгновения. И он почувствовал себя непобедимым, когда четко и ясно ответил:
    - Дерьмо.

Мой отзыв.
Во время чтения я даже слышала, как идет дождь. Особенно как он пробирался в жалкую лачугу полковника и с грохотом обрушивался на дно жестяного ведра. 
Петух, как мне показалось, это последняя ниточка после смерти сына, которая удерживала сознание полковника на земле. Петух связывал полковника с его прошлым, тяжелым, но интересным, живым прошлым. Он был и его памятью, и его надеждой на будущее. Конечно же, такой символ не продается ни за какие деньги. И ради его сохранения будешь есть что угодно... А есть ли у вас в жизни такой символ?
Произведение очень понравилось. Я его рассматривала, как подготовительный этап к прочтению "Ста лет одиночества", так как эта книга уже много лет очень ждет меня. Если "Полковника..." с его столь гнетущей атмосферой называют лишь слабой прелюдией к великому магическому реализму автора, то даже представить сложно, какое впечатление произведет "Сто лет одиночества".

coronel.jpg (413×287)

Вопросы для обсуждения.
  1. Не могу разобраться, почему в разных источниках разнится информация о годе издания. 1957 и 1961. Может кто-нибудь сталкивался с историей первого издания? А вот, нашла: "Повесть "Полковнику никто не пишет" была напечатана в малоизвестном мексиканском журнале "Мито" в 1957 г., поэтому она была не замечена . Отдельным изданием выходит повесть "Полковнику никто не пишет" только в 1961 году."
  2. Как вы думаете, символом чего является петух в книге?

До 10 марта читаем: "Сто лет одиночества" Габриэль Гарсиа Маркес. 1967 год. "Сто лет одиночества" - культовый роман, вызвавший, по словам современников, "литературное землетрясение", принес своему автору необычайную популярность во всем мире.
Стоит отметить, что читать произведение лучше, имея перед глазами родословную семьи Буэндиа. Советую распечатать и делать пометки для лучшего понимания. 


Произведение по объему не столь велико, как о нем говорят (480 моих электронных страниц). Это даже меньше, чем мы порой читаем за неделю. Однако, в воскресенье проведем опрос об уровне подготовки к обсуждению и, чуть-что на 2-3 дня перенесем день икс. Но, надеюсь, все зададутся целью и справятся до понедельника. Удачи!

Комментировать в ВКонтакте

Комментировать в Facebook

27 комментариев :

  1. Печальная такая история про то, что мир жесток и несправедлив. Полковник заслужил пенсию, но бесконечные бюрократические проволочки и чиновничий беспредел сделали получение этой пенсии практически невозможным. Наш герой не нашёл ничего лучше чем просто ждать. Ждать и сохранять собственное достоинство, было довольно просто, пока был жив сын полковника, работавший в мастерской и содержавший своих родителей. Трагическая гибель сына разрушила их мир. И когда все имевшиеся в доме ценные вещи, кроме бойцовского петуха их сына, были проданы полковник предложил своей жене покушать дерьма. Я сознательно немного передёргиваю, но именно так я вижу эту ситуацию. Возможно, я бы могла восхищаться поведением полковника, если бы он остался совсем один с этой несчастной птицей. Но рядом с ним медленно умирает от тяжелой болезни и голода его жена, женщина посвятившая ему свою жизнь, родившая ему сына долгие годы хранившая семейный очаг и довольно безропотно, насколько можно судить по книге, выносившая все тяготы и лишения.
    Юля, спасибо за генеалогическое древо семьи Буэндиа. Очень нужная вещь, а то я к сотой странице окончательно запуталась в детях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, видишь, я как-то ее жизнью и проблемами не прониклась.. А хотя следовало. Жизнь отдала, сына потеряла и муж упрямец, который все это мог предотвратить. Читая книгу я задумалась, что вот полковник, он же не одинок, не сам несет свой крест, а полноценно делит его с женой. И значит не самый он обделенный и несчастный.

      Удалить
    2. Юля, для меня герой в этой повести именно жена полковника. Бед им с супругом досталось поровну (её ещё и болезнь точит) но она со своим умением создавать вещи из ничего, домашними хлопотами и несбыточными планами продолжает жить. Полковник просто ждёт...

      Удалить
    3. Согласна с Оксаной. Мне от последней фразы в книге вообще стало очень неприятно:(

      Удалить
  2. Я читала "Полковника" несколько лет назад. Книга сильная. Но для меня она оказалась сильна не сюжетом, смыслом или эмоциями. Авторский слог - вот что поразило, он как кружево, бесконечная вязь, движущаяся по спирали. В книге определенно есть сильный гипнотизм. Оторваться очень сложно, хоть к середине сюжетная линия напрочь ушла из моего сознания :)
    В моей памяти "Полковнику никто не пишет" и "Сто лет одиночества" слились в одно произведение, из которого я мало помню сюжет, но остались запахи и звуки дождя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Лена, этот дождь запомнится надолго!

      Удалить
  3. Очень тяжелое произведение... Грустное и давящее, как грозовые тучи... На протяжении всего прочтения не отпускала аналогия с нашими пенсионерами... После него не хотелось читать "Сто лет одиночества". Спасибо Юле - заставила! ))) Если бы еще чуть раньше выдала родовое древо главных героев...
    Больше хочется говорить о втором произведении... С нетерпением буду ждать обсуждений!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для тебя, как и для меня, "Полковник.." стал подготовительным этапом к следующему произведению. Твое нетерпение заставляет читать быстрее!

      Удалить
  4. Реализм очень хорошо описан. Ощущение, что смотришь глазами этого полковника. Но вот дочитав до конца я подумала, что книгу скачала не полностью. Убедившись, что это не так, расстроилась. Вот как-то не ожидала я такой резкой остановки. Мне не хватило "досказанности". На таком резком обрыве у меня утратился весь смысл книги. Если честно, то я не нашла никаких ответов в ней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, никто словом не обмолвился о совершенно незавершенном произведении... Думаю, автор специально не заканчивал произведение, дабы не давать нам надежду на хоть какое-нибудь счастливое окончание, точнее не так, если бы он закончил произведение, то у нас бы не осталось чувства полнейшей безысходности и неразрешимости сложившихся проблем. Закрутила) Короче, в его недосказанности - обреченность...

      Удалить
  5. Петух, на мой взгляд олицетворяет символ стойкости, несгибаемости, самого полковника, если хотите. Он зависим от множества обстоятельств (петух) его могут продать, подарить, просто перестать кормить, наконец, но его тощая шея гордо держит голову, храбро глядящую вдаль!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Петух - однозначно символ. Твое объяснение этого символа отличается от моего, с другого ракурса можно на него взглянуть. Отличное сравнение с обстоятельствами!

      Удалить
  6. ООО! как меня впечатлила схематичная родословная!!! Но, кстати, когда пробовала читать первый раз-запуталась на второй странице и отложила, а недавно прочла и влюбилась. и ни капельки не запуталась в героях))) Пришло время? Сложились звезды? Полковнику никто не пишет тоже читала и не смотря на всю мрачность для меня жизнеутверждающе! как раз этим незаконченным концом... Хотя в 100 лет одиночества тоже есть рассказ про военные пенсии и по-моему их так и не дали людям... но не утверждаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, я уже где-то сто страниц прочла и с родословной просто сказка. Пока все понятно и очень затянУло!

      Удалить
  7. Обожаю Маркеса и все его произведения!!!!!!!Читала"Сто лет одиночества" в электроннке ,но это произведение должно быть в печатном виде,я долго его искала, его запретили в России продавать и печатать,но сейчас вроде все наладилось и у меня есть этот шедевр.Только одна жалось совсем нет времени перечитать.А в повести "Полковнику никто не пишет" последняя цитата ,до сих пор стоит у меня в голове!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я стараюсь книги, наиболее впечатлившие, тоже купить в бумажном варианте. Посмотрим, что я о ней скажу )))
      А последняя фраза в Полковнике - суть. И правда, не забываемая суть.

      Удалить
  8. "Сто лет,,," читала давно и сюжет забылся, сейчас начала перечитывать. Про полковника соглашусь с Оксаной, меня также не впечатлило поведение полковника, я все время думала о жене. Мне кажется гордость, твоя собственная, не оправдывает жестокости или жесткости по отношению к родным и близким. Такие "принципиальные" товарищи очень усложняют жизнь и себе, и окружающим. Может я конечно и ошибаюсь, но сталкивалась с людьми, которые "навыдумывают" себе всяких принципов и придерживаются несмотря ни на что, хотя проблема может и выеденного яйца не стоить )
    И также соглашусь с Еленой, что Маркес затягивает) Я читаю "Сто лет..." и все думаю - сюжет странный, события порой фантастические-на что же похоже повествование? И я надумала: как будто повествование ведется вечером, после насыщенного дня, рассказчик устал и повествует немного монотонно, не сильно эмоционально, слушатели тоже утомлены и в полудреме, но хочется дослушать, чем же закончится сказка ) Вот какое-то такое у меня сложилось впечатление :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, я тоже таких людей знаю. С целым багажом принципов и границ в голове. Тяжело с ними. И уже не изменишь, приходиться отстраняться.
      Интересные у тебя ощущения) попробую почитать с такими же мыслями )

      Удалить
  9. Добрый день, Юлия! Приветствую всех собравшихся в этом уютном уголке!!!!
    Наконец решила выбраться из кустов :)) Наблюдаю за вами уже чуть больше месяца, но никак не решалась присоединиться к обсуждению, да и предметы обсуждения не успевала дочитывать вовремя (но это скорее подсознательно - "раз не прочитала, то и опять не напишу... ай, ладно в следующий раз обязательно"). Очень люблю читать и всегда любила, поэтому Ваш блог, Юлия, для меня радостная находка!!!
    А сейчас по теме... На правах новичка постараюсь покороче...
    Я для себя заметила такую особенность: книги (для меня) делятся на первично-эмоциональные и скрыто-эмоциональные. Иногда читаешь книгу и в процессе переживаешь все, что происходит с героями, как например "Сага о Форсайтах" Голсуорси - дочитав до того, как погибает герой книги, меня настолько переполнили эмоции, как мне было жалко героев и досадно, что не могла подойти к книге неделю... Или наоборот, прочитаешь книгу ровно, без особых эмоций, но закончив - внутри начинается такой поток мыслей, рассуждений и эмоциональный бунт, что... мама дорогая, откуда это взялось? "Полковнику никто не пишет" именно такое произведение. Сейчас внутри столько мыслей и споров, что не скоро ещё мой мозг позабудет о прочитанном. Наверное такие произведения и запоминаются лучше всего.
    Со мнениями многих высказавшихся здесь я не согласна, но у каждого свое понимание произведения и я уважаю чужие мнения.
    А по поводу петуха... Для меня петух - символ веры ( как впрочем и все произведение). Вера - это единственное, что осталось у этого гордого человека. У него забрали все, что у него было и если он отдаст этого петуха, ему не во что будет верить и не за чем жить. И пока есть петух, он верит... верит, что придет письмо, верит, что петух выиграет (иначе и быть не может)...
    С удовольствием прочту "Сто лет одиночества", может стать что, Габриэль Гарсия Маркес станет одним из моих любимых писателей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, добро пожаловать!
      Очень интересное разделение книг на две категории. А ведь на самом деле так и происходит всегда. Кстати, Сага о Форсайта - одна из любимейших книг! Надо почитать нам ее ))
      Действительно очень было бы любопытно услышать, по каким именно вопросам и мнениям твое мнение расходится? По поводу мрачности? Или по поводу акцентирования нами внимания на жене? Поделись, пожалуйста. Модет мы не разглядели именно тот угол, который открылся тебе!

      Удалить
    2. Юля, поделюсь конечно :)) Просто,ещё раз скажу, что это лично моё мнение и я не отрицаю возможности любого другого...
      По поводу мрачности... да, мрачновато, но это время такое описывается... хотя, когда на улице радостно сияет весеннее солнышко сложновато читать такие вещи (у нас +1) :))
      Я может разойдусь своим мнением о жене полковника... Да, конечно, может показаться, что полковник просто эгоист и принципы его это просто гордыня и не желание под кого-то подстраиваться и унижаться, стыдиться своей бедноты, и его жена, бедная больная старая женщина, так же как и он потерявшая всё, в том числе и единственного сына... Но это мне кажется немного женская точка зрения... может быть на месте его жены (да и скорее всего!) я вела себя также - пилила бы его день и ночь продать петуха, упрекала бы его в бездействии и мягкости... но что, может сделать мужчина в такой ситуации? На его месте любой бы давно озлобился на весь белый свет, и в первую очередь, возможно, на неё (как правило, отыгрываются часто на близких людях)... а он не падает духом и её подбадривает всё время, вспомните как он постоянно шутит. Мне кажется, не это ли истинное мужество! Да и в конце концов, он наверняка понимает, что если продать петуха, на сколько им хватит вырученных денег? а что дальше? Так что он хватается за петуха как за последнюю надежду. Да и петух в какой-то степени стал уже его другом.
      Так что, попробуйте посмотреть на ситуацию мужскими глазами, тем более, что писатель именно так и смотрел на свое произведение :)) Не поставить себя (женщину, со своими женскими обязанностями, проблемами, что приготовить сегодня) на место полковника, а представить себя мужчиной (с мужскими обязанностями, как правило мужчин не особо волнует из чего женщина сделает ужин, он только понимает: ужин есть или нет) и поставить "себя-мужчину" на место полковника. Интересно было бы узнать ваше мнение после этого :))
      Вообще, наверно у повести два мнения - женское и мужское... и может оба они правильные...

      Удалить
    3. У нас тут все мнения очень личные и очень уважаемые!
      Переводить женское нытье в шутку - великое мужское умение. Подтверждением твоего мнения является фраза полковника о том, что его жена умеет делать все из ничего, в том числе и готовить. Вот уже действительно мужской взгляд на вещи.
      Не задумывалась даже оценить книгу по половому признаку :) Идея превосходная и, думаю, может быть применена ко многим серьезным книгам. Мужчины и женщины из покон веков отстаивали, отстаивают и будут отстаивать свой взгляд на мир. Это природа, от которой не уйти. Поэтому, действительно, следует пытаться оценивать книгу с точки зрения пола автора.
      Хотя у меня есть и антипример этой теории. Это произведение "Театр" Сомерсэта Моэма. Вот уж тонкая женская психология глазами мужчины!

      Удалить
    4. Юля, "Театр" я, к сожалению, не читала (взяла на заметку!)... но полностью с тобой согласна, что глубокие психологические произведения надо оценивать (попытаться хотя бы) с двух разных точек зрения (мужской и женской), может быть это поможет уловить более точно какие-то моменты. Мужчины никогда не понимали женщин (есть конечно и исключения :)) ), так же как и женщины мужчин (мы с разных планет) и всегда идет противоборство между ними, постоянное подстраивание под себя, постоянные переделывания под себя... и это всегда будет, пока мы не осознаем, что мы разные!!! Что русскому хорошо, то немцу - смерть :)) Есть такое понятие как эмпатия, способность поставить себя на место другого человека и понять его эмоциональное состояние. Мне кажется хорошая способность не только для понятия художественных произведений, а вообще по жизни :))
      Кстати, я почему то думала, что в Клубе читали "Сагу о Форсайтах"... видимо показалось... Советую включить в список. Это одна из немногих книг, с которой у меня сложилась своя история...

      Удалить
    5. Да-да, обязательно включу. Великое произведение!

      Удалить
  10. Книгу прочитала, но как-то не впечатлило меня... Правда, у меня было какое-то тоскливое настроение, а от этой книги тоска усиливалась просто стократно:)))) Еле-еле поэтому дочитала и с радостью захлопнула (точнее, выключила читалку:)))
    Все-таки Маркес - это не мое совсем:(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, под тоскливое настроение, конечно, не удачно попала эта книга. Зато радость в конце проскользнула :))

      Удалить
    2. Книгу прочитала только сейчас - опаздываю на неделю.... Моё мнение: читается легко, понятно. Полковник - настоящий МУЖЧИНА, у которого есть смысл жизни, цель. Тяготы клонят к земле, но переломить его не могут. Он до последнего будет держаться. Жену он любит - заботится (по своему, конечно, по-мужски), старается к ней прислушиваться, наравне переносит лишения. Такие мужчины не просят о помощи, стыдятся своей материальной несостоятельности, но не ноют и до последнего не просят о помощи. Да, он надеется на получение пенсии, ждет её, меняет адвоката. Надеется до последнего, что про него помнят.

      Удалить

LiveLib