27 августа 2015 г.

23 "Мастер и Маргарита" Михаил Булгаков. Обсуждение.

Доброе утро и добро пожаловать на встречу Книжного клуба!
"Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, годы написания 1929-1940, дождалась нас, чему мы все, я думаю, безмерно рады.
Хочу сразу же извиниться перед Татьяной, нашим почетным держателем Горящей книги Книжного клуба, за то, что исполнение ее пожелания по прочтению любимой книги с Клубом немного затянулось :) Таня, я надеюсь, ты на нас не в обиде и присоединишься к обсуждению.


В двух словах, "Мастер и Маргарита" бередят как окрепшие, так и тонкие души уже многие-многие десятилетия. В чем секрет? В чем загадочность этого мистического произведения? Литературоведы по сей день не могут однозначно определить жанр, усматривая в МиМ элементы сатиры, фарса, мистики, фантастики, мелодрамы, притчи, романа-мифа. Интернет разрывается от обилия статей, рецензий, взглядов, осуждений, восхищений и трактовок.
Это - самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX в. Это – роман, который почти официально называют "Евангелием от Сатаны". Это – "Мастер и Маргарита". Книга, которую можно читать и перечитывать десятки, сотни раз, но главное, в которой все равно понять невозможно. Итак, какие страницы "Мастера и Маргариты" надиктованы Силами Света? И какие – наоборот – писаны "со слов" Сил Тьмы? Пока что этого не знает никто.

Интересные факты:

1. Роман при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте.

2. По сохранившимся в архиве многочисленным выпискам из книг видно, что источниками сведений по демонологии для Булгакова послужили посвящённые этой теме статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, книга Михаила Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904) и книга Александра Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков».

3. По состоянию на август 2015г. известны 18 театральных постановок МиМ в России, 19 - в других странах, 11 экранизаций романа, 5 музыкальных произведений и 17 песен, посвященных роману либо его персонажам.

4. Сталин позвонил Булгакову в 1930 году и между ними был телефонный разговор, содержание которого известно, в частности, из воспоминаний Е. С. Булгаковой; самым существенным в нём видится отказ Булгакова от эмиграции, за что Сталин его «устроил на работу» режиссёром и до конца жизни Булгакова больше не печатали. Несмотря на массовые репрессии 1937—1938 годов, ни Булгакова, ни кого-либо из членов его семьи не арестовали.

5. В первой редакции романа содержались (ныне почти полностью утраченные) детальное описание примет «незнакомца» (Воланда) длиной 15 (!) рукописных страниц, а также открывавшее первую «ершалаимскую» главу подробное описание заседания Синедриона, на котором был осуждён Иешуа.

6. Воланда в ранних редакциях романа звали Астарот. Однако позже это имя было заменено, — видимо, по причине того, что ассоциируется с конкретным одноимённым демоном, отличным от Сатаны.

7. Театра «Варьете» в Москве не существует и никогда не существовало (хотя современники без труда узнавали в нём «Московский мюзик-холл»; работал в 1926—1936 и располагался в том же здании, где Театр сатиры). Но теперь сразу несколько театров иногда соперничают за звание.

8. В предпоследней редакции романа Воланд произносит слова: «У него мужественное лицо, он правильно делает своё дело, и вообще, всё кончено здесь. Нам пора!», — относящиеся к лётчику, персонажу, затем исключённому из романа. Возможно, эти слова относятся к Сталину.

9. По сообщению вдовы писателя, Елены Сергеевны, последними словами Булгакова о романе «Мастер и Маргарита» перед смертью были: «Чтобы знали… Чтобы знали».

10. Место, где происходит основное действие романа — ул. Большая Садовая, д. 10, квартира № 50 — в 80-е годы, после широкого издания романа, стало культовым, в подъезде, где расположена эта квартира, постоянно собирались различные молодые люди, разрисовывая стены и пр.

11. Сейчас в Москве по адресу ул. Большая Садовая, д. 10, находятся два музея, рассказывающие о жизни и творчестве писателя (причем один из музеев расположен в квартире № 50). Также там проходят театральные постановки, своеобразные импровизации на произведения Михаила Булгакова, организуются экскурсии, в том числе и ночные.

12. В последнем варианте романа введена шахматная партия. По предположению историка шахмат В.Пименова (см.64-Шахматное обозрение, 1985, № 17), Булгаков имел в виду партию между Рюминым и Ботвинником из 2-го Московского международного турнира 1935 года.



"Ретроателье" в 2012-2013 годах организовало грандиозный фото-проект "Мастер и Маргарита". Наслаждаемся по ссылке!
  


Мой отзыв.
Гармоничный, целостный роман, однако.. недописанный. Окончание романа лучше не читать, а так и оставить его незавершенным, как судьба с ним изначально и распорядилась. Если я не ошибаюсь, последние главы Булгаков уже не мог писать сам и надиктовывал их своей жене.
Третий раз перечитываю роман и третий раз переживаю бурю эмоций. Роман подобен музыке, от которой все внутри замирает, сознание отключается, и ты попадаешь под ее, неподдающиеся никакой логике, чары. 
Как мне показалось, образ Мастера Булгаков писал с себя. Первый вариант произведения он тоже сжег. Через Мастера автор передал все свои чувства, с которыми он писал роман, и которые его терзали и мучили на протяжении практически всей его жизни. Булгаков будет жить вечно в этом автобиографическом образе. 
Можно сколь угодно долго погружаться в анализ каждого, включая второстепенных, персонажа романа и религиозных воззрений. И этот анализ может быть больше по объему, нежели само произведение. Отзыв же мой лаконичен и субъективно восторжен. Пытаясь больше раскрыть свои чувства в отзыве я наталкиваюсь на невидимый внутренний эмоциональный барьер, и создается впечатление, что мои отношения с книгой очень интимны и огласке не подлежат. ААА, не книга, а ведьма какая-то! Я в трепетном восторге от прочтения и перечтения.
  • Какой самый впечатляющий эпизод в книге для вас? Меня впечатлило внутреннее преображение Маргариты после встречи с Азазелло и использования чудотворной  мази.
  • Поделитесь с нами интересными наблюдениями и моментами из книги, которые мы, возможно, пропустили. К примеру, нестыковка в конце романа с телами Мастера и Маргариты. Тело Мастера не нашли, а Маргариту нашли, хотя оба они после смерти улетели.
  • Связаны ли у вас с "Мастером и Маргаритой" интересные жизненные истории? В одном отзыве на книгу прочитала, что женщина, испытывая жизненные трудности, открывает книгу на первой попавшейся странице и находит ответы на все возникшие у нее вопросы. Такую невероятную связь человека и книги не в силах объяснить даже она.
  • Что, по вашему, значат последние слова, сказанные М.Булгаковым перед смертью «Чтобы знали… Чтобы знали»? 

Мечтаю приобрести себе в домашнюю коллекцию подарочное издание книги 2005г. от издательства: НГК групп, Интрейд Корпорейшн. Вдруг кто-нибудь знает, где ее можно приобрести? Тираж был ограниченный...





До 7 сентября 2015г. читаем: "О дивный новый мир" Олдос Хаксли, 1932г.
Блестящий роман-антиутопия «О дивный новый мир» по праву занимает место в одном ряду с такими литературными шедеврами минувшего века, как романы «Мы» Е. Замятина и «1984» Дж. Оруэлла.

Комментировать в ВКонтакте

Комментировать в Facebook

23 комментария :

  1. Юля, спасибо тебе еще раз за возрождение Книжного клуба, я очень скучала по нему и мне очень его не хватало.
    МиМ - одна из любимейших книг, которая входит в мой так называемый ТОП 10) В этот раз я ее не читала, на отдыхе были другие книги к прочтению))))) Но я ее читала уже даже и не скажу сколько раз. Многие фразы вообще одно время знала наизусть дословно))) Когда вышла экранизация Бортко, я смотрела и комментировала, мол, здесь не так, здесь не то сказал)))

    Сам роман вызывает во мне какие-то трепетные мистические чувства)) Боюсь, что я даже не смогу их описать. Читаешь и погружаешься полностью в роман, отвлекаешься от действительности напрочь. А вот в чем его сила, не понятно) Неужели так манят те самые силы тьмы?))
    Я не раз была в музее в квартире 50 по Садовой 302 БИС) Сейчас уже сама квартира открыта, а вот 10 лет назад еще была закрыта, можно было только подъезд посмотреть. И вот в то время, когда поднимаешься по ступеням, у меня было четкое ощущение, что здесь ходил Воланд. Вот не Булгаков, а именно Воланд))) А каковы надписи там, а? Одна вот эта чего стоит " У каждого в жизни свой трамвай. Берлилоз"))) В музее, которые находится рядом с этим подъездом, я встречалась с племянницей Булгакова - клуб организовывал такую встречу) А два года назад мы с мужем ходили на экскурсию не только в этот дом, но и по местам романа МиМ)
    Любимых и запоминающихся моментов в книге много - обожаю сцену в Варьете )) До чего доводит людей жажда халявы))) Сама встреча Компании с Берлиозом и Бездомным - просто обожаю) Полет Маргариты на метле...ой, да много из, не перечислить) (Юль, в твоей фразе не опечатка ли? Маргариты преобразилась не после встречи с котом, а после встречи с Азазелло. Или ты о чем-то другом?)
    Еще очень хочу сказать о фильме Бортко. Я его очень ждала. Фильм понравился невероятно! Считаю, что режиссер справился со своей задачей даже не на 100, а на 200 процентов! Хотя есть один нюанс.....Существенный нюанс... На мой взгляд абсолютно все актеры соответствовали своим героям. Причем сыграли все просто бесподобно. Вот только Воланд....Ну не Басилашвили ни разу. Ну не был Воланд старым) Да, ему много лет (веков))), но он не выглядит стариком. Хотя Басилашвили сыграл, конечно, замечательно, но типаж не тот....Ну никак не тот....И вот это . конечно, немного разочаровывало. Потом привыкла. До фильма образ Мастера никак не складывался у меня в воображении, а после фильма все четко встало на места) Однозначно Галибин) И Ковальчук - Маргариты однозначно, хоть многие и говорили, что после следовательши она на эту роль не тянет)) Но на мой взгляд - самое то)))
    После фильма, кстати, было еще интересней читать) Образы героев были еще больше сформированы в голове)
    В России эта книга входила (не знаю, как сейчас) в школьную программу. На мой взгляд - 16 лет для этой книги - рано. ой как рано. Для неустоявшейся детской психики....Мне, например, в подъезде было жутко читать такие фразы, как "Мессир, заберите меня с собой"...Мое мнение - после 20, а то и 25.
    Последние слова Булгакова трудно понять...Он же писал роман под влиянием морфия, возможно, какие-то видения в виде темных сил ему были и он хотел донести эту информацию до нас. ....Мне видится это так)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эх, а я как ни люблю роман, а в музей никак не выберусь, хотя знаю и о музее, и об экскурсиях:)
      И фильм мне тоже очень нравиться актерский состав очень сильный!!! Меня даже Воланд не смущал:) Думаю Воланд может принимать любые обличья и быть любого возраста, как ему вздумается :)))
      А в каком возрасте читать? Думаю в любом, просто прочитав его в 16 лет - увидишь и поймешь одно, а прочитав позднее - другое и все равно останется роман загадкой:)

      Удалить
    2. Таня, вот непростительное упущение, а?)))Выберись обязательно)))Пока тепло)

      Удалить
    3. Вика, ого сколько у тебя интересного в отзыве, о квартире, о встречах! (Спасибо за замечание, задумалась, наверное).
      Фильм я уже на днях посмотрю. Заинтриговали, девчонки, меня :)
      В 90-х годах в белорусской школе читали Мастера и Маргариту. Меня она уже тогда очень впечатлила и взбудоражила. Может я и не до конца поняла все идеи автора, но впечатлена была - это однозначно. Помню еще было у меня очень красивое издание этой книги, которое я подарила моему классному руководителю.

      Удалить
    4. Юля, обязательно посмотри фильм и поделись потом с нами своим мнением) очень интересно узнать его)

      Удалить
    5. Я как раз в отпуске, так что обязательно посмотрю. По кадрам Маргарита безумно впечатлила!

      Удалить
  2. Всем привет! Юля, какая ты молодец, что возобновила работу клуба:) И не случайно, что сейчас, когда на небе ретроградная Венера, а это время возобновления старой дружбы и старых проектов!!! Ну как добавила я вам мистики? :)))
    Я только вчера увидела, что клуб опять существует и очень обрадовалась. МиМ сейчас не перечитывала, НО я столько раз его уже читала и так люблю, а главное- у меня сохранился мой отзыв с прошлого года, поэтому его и скопирую сюда:

    Так как я являюсь инициатором чтения «Мастера и Маргариты» Булгакова, хочу объяснить, почему же именно это произведение я предложила клубу для прочтения.
    Первый раз я прочитала «Мастер и Маргарита» еще в колледже. И тема религиозная (библейская) меня в то время не интересовала и была как-то благополучно пропущена. Зато мистическая и любовная составляющая меня приворожили . С тех пор, роман был неоднократно перечитан и не потерял для меня до сих пор своего мистического очарования. К сожалению, не стала я знатоком библейских историй, но тема религии и веры волнуют и заставляют задуматься.
    В прошлом году на канале «Культура» вышел цикл лекций о романе. Одним лектором была литературовед М.Чудакова (лекции интересные, но, на мой взгляд, несколько сумбурные и без логики), а еще одним лектором был протодиакон Андрей Кураев (во-первых, представитель церкви, во-вторых, как я слышала, в церкви к нему неоднозначное отношение). Так вот, лекция Кураева задела меня за живое. Он очень правильно и верно говорил о романе, но что меня заинтересовало и заставило еще перечитать роман, так это его утверждение, что «ершалаимская» история не имеет отношения к действительным библейским событиям, но главное, что Маргарита не любила Мастера (а была посланницей Воланда). Поэтому то я и предложила эту книгу прочитать в клубе, чтобы узнать ваше мнение о данном произведении.
    Кроме того, я даже купила книгу с комментариями к роману, чтобы сопоставит мнения литературоведов (комментарии Ирины Белобровцевой и Светланы Кульюс). В итоге, пришла к выводу, что касается «библейской» линии, то Булгаков очень сильно все мистифицировал, но можно согласиться с Кураевым, что целью Булгакова не было написать истинную историю Христа, а такую искаженную версию «Евангелия от Воланда». Хотя думаю, что любая версия, отличная от канонической церковной, для церкви была бы неприемлема.
    Доказательства Кураева «не любви»: рассуждения Маргариты перед встречей с Азазелло о том, что она выкинута из жизни и сожалеет об этом; просила за Фриду, а не за Мастера; не называет его имени и требует вернуть ей ее любовника, т.е. его существование сведено к определенной функции. Мне трудно здесь согласиться, потому что трудно представить женщину, которая ждала, страдала, бросила очень удобного и выгодного мужа, пошла на сговор с дьяволом, чтобы вернуть любимого, согласилась на вечный «покой» с ним и при этом не любит!? Образ Маргариты у исследователей вызывает тоже неподдельный интерес и различные версии и прототипы, но мне мил все же образ любящей женщины:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Еще одна тема, которая волнует Булгакова, это жизнь после смерти (это было очень важно для него, п.ч. когда роман дописывался Булгаков был уже сильно болен). Покой, который ждал Мастера, по мнению Кураева это образ могилы и поэтому награда Мастеру сомнительна, но в самой последней главе, во сне Иванушке являются Мастер и Маргарита, а затем уходят к луне, что может быть интерпретировано как знак воскрешения героев и их восхождение к высшим сферам бытия. Это версия мне нравится больше :)
      Итог: кто-то из древних сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Могу подписаться под этим на все сто, как говорил Иванушка. Булгаков так все запутал и внес мистики, что трудно что-то утверждать и доказывать: кажется, что главная задача автора доказать единство не только народов, но и времен (географические и временные перемещения героев); странная концовка: официальная версия-все главные герои умерли, космическая версия: Мастер заслужил покой, Маргарита с ним, Понтий Пилат бежит по лунной дорожке; заимствования чужих идей, слов, сюжетов, но при этом на другом более высоком уровне! В общем, чтобы что-то понять, нужно еще много узнать. Такой вывод делаю для себя:)

      Вот мой прошлогодний отзыв, думаю ничего принципиального в моем мнении не поменялось:) А МиМ каждый раз продолжает зачаровывать своей мистикой и бесконечными интерпретациями !!!
      Любимых эпизодов - целая книга!!! Очень нравиться встреча Маргариты и Азазелло и , почему то ;)), сцена избиения Варенухи в туалете 0_0 Ой, столько всего))) Мистики с романом не припомню, но я сама большая фантазерка и недавно еду в транспорте и навыдумывала себе совершенно нереальную ситуацию, которая якобы случается со мной, прихожу домой и случайно читаю гороскоп на сегодня (ну такие гороскопы для всех, когда все Овны сегодня танцуют, все Весы поют :))) и в которые я не веру, а читаю иногда для развлечения), так вот в гороскопе схематично описана ситуация, которую я себе выдумала в голове 0_0 но, конечно, в реальности ее не происходило:))) Так что мистика где-то рядом!!! Последние слова Булгакова "Чтобы знали..." тоже своего рода загадка и думаю что мы никогда не узнаем, что он вкладывал в эти слова, но роман был очень важен для него, это несомненно.
      Ну, все закругляюсь, а то я так много букв никогда не писала, не писатель я :)))))))))))))) Пишите свои отзывы, очень интересно!!!

      Удалить
    2. Венере отдельная благодарность :))) Не спроста эти все совпадения, ой не спроста. Великие свершения нас ждут! :)
      Таня, я так обрадовалась вчера, что твой блог жив и что ты продолжаешь активную социальную виртуальную жизнь! Очень бы расстроилась, если бы не выполнила твоего пожелания... Как все хорошо сложилось! А отзыв с прошлого года убедил меня на сто процентов, что так все и должно было произойти.
      Такой воодушевленный отзыв, так чувствуется, что ты действительно с головой прониклась каждым моментом книги! Цепляет буквально каждое выражение. Про мнение протодьякона никогда не слышала, было очень интересно услышать его выводы. Оценить реалистичность истории Понтия Пилата, к сожалению, не могу, поскольку также далека от религии, как от Марса, к примеру. Любовь? Частично даже соглашусь с протодьяконом. На мой взгляд любовь была и она стала первым толчком к переменам Маргариты, однако последний решающий шаг она сделала не из-за любви, а от ... любопытства. Да, простого человеческого любопытства и тяги ко всему необъяснимому и загадочному.
      Кстати, тема о невероятных совпадениях очень интересная. Спасибо за историю!
      Возрождение Клуба 5 августа отлично в эту картину вписывается :)
      Слушайте, я только что об этом подумала и только что осознала, что может не спроста Клуб замер именно перед обсуждением Мастера и Маргариты??? Больше года прошло и, видно, мы удостоились огромной чести и нам позволили высказать свое мнение о загадочном произведении. Даже во время обсуждения книга бросает в дрожь! А-А-А!

      Удалить
    3. Мистика продолжается :))) И что еще будет?!

      Удалить
  3. Юля, тоже очень рада, что клуб возродился. Я не очень активный член))) но читаю тебя всегда.
    "МиМ" в моем списке 10 книг которые... писала об этом в блоге года два назад.
    Для меня это интимная, видоизменяющаяся в каждом прочтении книга. Книга - символ.
    Я тоже не могу написать о ней что то внятное, только ах -ох...какой то барьер.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, очень приятно тебя слышать! Уверена, что будут книги, которые и тебя разговорят :)
      Про барьер, как ты могла видеть из моего краткого отзыва, я тебя прекрасно понимаю.
      Перечитала твои посты по тегу Книги и увидела "Не отпускай меня" Кадзуо Исигуро. Кстати, в моем списке ожидания к прочтению. Что скажешь, почитать нам ее с Клубом?
      А про МиМ ты писала не два года назад, а ... четыре, в 2011 году.

      Удалить
    2. Юля, "Не отпускай меня" - книга тяжелая, с грустным концом...книга о том, что в любых ситуациях надо оставаться Человеком.
      Недавно посмотрела фильм по роману..тоже тяжело, по моему мнению искажена главная мысль автора, хотя, это лично мое мнение...даже не мысль, а дух, настроение-состояние...в фильме все проще, книга намного глубже.
      Я думаю надо её прочитать, возможно не всем понравится, но свое мнение составится однозначно, равнодушным не оставит.
      Я уже и забыла когда о МиМ писала))) моему блогу оказывается уже 4 года...смешно)))

      Удалить
  4. Какие люди!!! Как приятно встретить прежнюю компанию в любимом клубе! И как я рада, что клуб возродился!
    Вот интересно, у меня тоже стоит какая-то блокировка, когда я пытаюсь выразить свои мнения по поводу понравившихся мне книг вообще, и "МиМ" в частности.
    Но я вчера все-таки написала сумбурный отзыв, и видео горячо любимого мною Андрея Кураева, рассуждающего о романе там присутствует. http://larri-cafe.blogspot.ru/2015/08/blog-post_36.html?showComment=1440745678077#c3687422022406817214
    Здесь вкратце повторюсь. Роман смогла прочесть только с третьей попытки. Раскрывался он для меня удивительно... Первый слой... Второй слой... Но до центра, где созревает плод истины, так глубоко сокрытый безусловно талантливым автором чувствую, что еще не добралась. Роман завораживает, цепляет, оставляет массу вопросов...
    А любимые места... Ой, их целая вереница: очень люблю начало романа - разговор на Патриарших, люблю момент, когда буфетчик приходит к Воланду, люблю разговор Маргариты с Воландом после бала, забавляет шухер, который навели Фагот с Бегемотом в магазине... почему-то трогает вся линия общения Иванушки с Мастером.. Это, по-моему единственная линия доверительных человеческих отношений в романе... Как жаль, что самые добрые, искренние разговоры происходят в...клинике для душевнобольных... Вот уж ирония автора! А может не ирония, а его отношение к установленному большевиками строю? Эх, как хочется понять ВСЕ, что хотел сказать автор!
    Кстати, возникло большое желание почитать Булгакова еще... Собачье сердце? Белую гвардию? Еще не решила

    ОтветитьУдалить
  5. От Собачьего сердца, помню тоже была в восторге и ошеломлении.
    А про "ВСЕ понять" это ты права бесспорно. Но все понять помог бы только Булгаков... Так что довольствуемся догадками и самыми немыслимыми предположениями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нашла в своем посте непростительную оплошность: отсутствие ссылки на наш Книжный клуб!
      Нехорошо быть жадиной! наслаждаешься сам - поделись с другими!
      Исправилась )))))

      Удалить
    2. Собачье сердце - отличная книга, но в своем роде, а вот Белую гвардию (тоже совершенно отличного плана от МиМ и СС произведение- какой все-таки Булгаков разносторонний писатель!) очень долго "вымучивала", но так и не дочитала :( Может еще раз нужно попробовать :)

      Удалить
    3. За любимый Клуб отдельная благодарность!
      Таня, я за Белую гвардию так и не взялась. Интуиция какая-то не пускает к ней..

      Удалить
    4. Я тоже не осилила "Белую гвардию"...люблю старый фильм по роману.
      "Записки на манжетах" "Ханский огонь" "Собачье сердце"...очень люблю.

      Удалить
  6. Хоть и с небольшим опозданием, я напишу свой скромный отзыв. Что-то мистическое в романе, безусловно, есть. Я так ждала его обсуждение, но именно в этот день заболел Ванечка, да так сильно. Последние 3 дня как в тумане, не помню когда ела, когда спала. Сегодня уже лучше, появилось немного свободного времени.
    Для меня «Мастер и Маргарита » это в первую очередь первоклассная социальная сатира, безусловно, актуальная и в наши дни. В лирическую линию я «въехала» далеко не с первого прочтения и до сих пор не уверена, что понимаю её должным образом. Ни творческие муки Мастера, ни самопожертвование (не могу отделаться от мысли, что всё это от безделья; ей бы детишек побольше, хозяйство крепкое…) ради любимого Маргариты принять и понять до конца я пока не могу К слову, первый раз я прочитала роман в 15 лет, беззастенчиво пропустив все главы про Понтия Пилата, и возвращалась к нему уже 7 раз точно. Как и большинство, при каждом прочтении, открываю для себя что-то новое. В студенческие годы, например, с помощью этой книге мне удалось разобраться с вариантами бредовых расстройств)) Каждый раз восхищаюсь точным описанием мигрени с аурой, той самой гемикрании, от которой страдал великий прокуратор.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, над книгой и правда какая-то аура непонятная и ... пугающая...
      Поправляйтесь!
      Книга не века, мало таких произведений в истории литературы, которые НИКОГДА не устанешь перечитывать. Вот и тебя она манит, я смотрю, и обещает при последующих прочтениях открыть еще больше секретов.
      Про Маргариту правду написала :) Безделье - вот ее порок!
      Еще раз поправляйтесь!
      А обсуждение спокойно продолжается всю неделю, порой еще и на дольше растягивается :)

      Удалить
  7. Несколько с опозданием пишу свой отзыв.
    Роман «Мастер и Маргарита», на мой взгляд, то произведение, которое способно открываться по-новому с каждым прочтением. Я познакомилась с ним именно в 80-х годах – в старших классах школы. Конечно, как и многих, в первую очередь привлекла меня любовная линия Мастера и Маргариты. Перечитывала потом множество раз. И восприятие романа менялось. И, наверное, меняется.
    Почему он так привлекает разных людей? Может, потому что «люди не изменились»… Ни со времён до-христианства, ни со времён Булгакова. Открывается в романе то, что тревожит каждого человека – вопросы любви и мести, верности и правды… Плюс – извечная русская мечта о некой волшебной силе, которая появится и решит все наши проблемы. Но так ведь не бывает. Возможно, именно поэтому Булгаков такой силой делает Тьму. Потому что человек должен решать свои проблемы САМ, а «иное же от лукавого». Но это сугубо моё мнение. Не случаен эпиграф из «Фауста» (тоже произведение о дьяволе, который много проблем решал для своего подопечного, но какую цену потребовал?): «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Благо? Да, он наказывает тех, кто этого заслужил – обманщиков, воров, хапуг и прочих… Но благо?
    И ещё. В последнее время этот роман для меня – роман о предательстве. Этой темой проникнуты почти все линии романа – Мастер и Маргарита (Мастер предаёт своё детище – свой роман, Маргарита – мужа и свою человеческую сущность), предательство жителей современной Булгакову Москвы не нуждается в комментариях, предательство Иуды, предательство Понтия Пилата… Можно долго спорить о том, любовь ли движет Маргаритой. И в чём-то я согласна с Кураевым – да, она ради Мастера готова на всё, она ждёт его и помнит, отказывается от обеспеченной жизни, но… Не одержимость ли это? Вот и награда в итоге – Покой. Не Свет…
    Повторюсь, я очень люблю роман «Мастер и Маргарита», но с течением лет, с каждым прочтением всё больше вопросов возникает. И это опять же говорит о мастерстве Булгакова. Да, в школе роман изучают. Я лично его читала с детьми. Это не рано. Если не пытаться дать ученикам какое-то готовое толкование, а показать, как много вопросов рождает произведение, как много на эти вопросы разных ответов и мнений, как все они – эти мнения – имеют право на существование. Тем более в выпускном классе – на пороге самостоятельной жизни. Он учит задумываться…
    Соглашусь, великолепная экранизация Бортко. Больше всего мне в ней запомнился Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата. Бортко и Лавров дали мне ещё одно вИдение ершалаимских глав.
    А в самом тексте любимый момент – последний полёт в ночи Маргариты, Мастера, Воланда и его свиты, встреча Пилата и Иешуа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, спасибо огромное за отзыв! Не поздно никогда! Сама немного 30-31 августа потерялась :) Школа :)
      Интересна очень твоя идея с тотальным предательством, которым грешит практически каждый персонаж произведения. Не задумывалась об этом важном моменте.
      Кстати, полностью с тобой согласна, что понимание сложных произведений в рамках школьной программы на 90% зависит от старания и умения учителя донести до учеников суть книги и заинтересовать подростков именно теми темами, раскрытыми в книге, которые интересуют их именно сейчас, на пороге взрослой жизни. Мне кажется, что даже Войну и Мир можно полюбить в школе, если правильно их "приготовить и подать".
      Девочки, все, "качаю" Бортко и завтра смотрю. Может послезавтра в крайнем случае :)

      Удалить

LiveLib