23 сентября 2013 г.

66 Книжный клуб: "Понедельник начинается в субботу" братья Стругацкие

Наш Книжный клуб вновь распахивает перед вами свои дружелюбные двери!

Фантастика, тонкая сатира, нестандартное мышление, качественная проработка образов, завуалированное указание на проблемы общества - если все это Вам близкО, то добро пожаловать на обсуждение книги братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" (1965 г.)

В двух словах, молодой ленинградский программист Александр Привалов проводит свой отпуск в северных краях Страны Советов. По дороге он встречает двух добирающихся автостопом молодых людей, сотрудников местного института. Ничего не подозревающий Александр, подвозит их и в благодарность они устраивают его на ночлег в музее института под красноречивым названием ИЗНАКУРНОЖ (Избушка на курьих ножках), находящимся на улице Лукоморье. Через некоторое время Александр - уже сам сотрудник института НИИЧАВО, название которого расшифровывается как Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства...
Повесть состоит из трёх частей: «Суета вокруг дивана», «Суета сует», «Всяческая суета». Первая часть композиционно работает как вводная, вторая носит сатирический и полемический характер, третья пытается исследовать природу научного творчества и роль, которую играет в нём воображение и способность к нестандартному мышлению.

032696a26cce034223ab606d9ae70ac6.jpg (1101×786)




Интересные факты
  1. Текст повести сопровождается послесловием, якобы написанным по просьбе авторов Александром Приваловым (в котором тот нелицеприятно указывает на ряд допущенных авторами досадных ошибок, хотя и признаёт за повестью ряд достоинств), и глоссарием, в котором разъяснены упомянутые в повести мифологические и магические реалии.
  2. Согласно вычислениям исследователей творчества Стругацких, наиболее вероятны следующие датировки повести.
    Действие первой части начинается вечером в четверг, 26 июля 1962 года, и завершается утром в субботу, 28 июля 1962 года.
    Вторая часть начинается вечером 31 декабря 1962, в понедельник, и заканчивается утром 1 января 1963, во вторник.
    Действие третьей истории относится к интервалу от утра среды 10 апреля 1963 года до второй половины дня пятницы 12 апреля 1963 года, причем задним числом поминается понедельник 9 апреля, а Янус Полуэктович предсказывает Привалову некоторые события субботы 13 апреля.
  3. Среди дней, когда происходит действие повести, нет ни одного воскресенья.
  4. По рассказу Бориса Стругацкого, в начале 1960-х годов его хорошая знакомая Н. А. Свенцицкая разыграла его, утверждая, что в ленинградском Доме Книги продаётся новая книга Эрнеста Хемингуэя «Понедельник начинается в субботу». Придуманное ею название понравилось Стругацким своей глубокой афористичностью, и впоследствии они использовали его для своей повести.
  5. Известно, что ряд персонажей повести «списаны» авторами с реальных людей.
  6. Повесть является единственным произведением советской литературы, где сатирически выведен распространённый (особенно в годы сталинизма) тип политического демагога , Выбегалло.
  7. Продолжением повести, связанным с ним персонажами, стала написанная через несколько лет сатирическая повесть «Сказка о Тройке».
  8. По мотивам книги был снят фильм "Чародеи" (1982).
  9. Нашла в Инете диссертацию по данному произведению http://fan.lib.ru/a/ashkinazi_l_a/text_2120.shtml. С удовольствием прочла!
  10. Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).
  11. Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории.
  12. В среде фанатов широко распространено сокращение «АБС», означающее имена Аркадия и Бориса Стругацких. Оно часто используется при упоминании авторов, причем встречается не только в разговорной речи, но и в электронных и печатных изданиях
2726283_original.png (371×500)

Цитаты.
  1. Восемьдесят три процента всех дней в году начинаются одинаково: звенит будильник.
  2. Человек - это промежуточное звено эволюции, необходимое для создания венца творения пpиpоды - рюмки коньяка и дольки лимона.
  3. Я иногда спрашиваю себя: какого черта мы так крутимся? Чтобы заработать деньги? Но на кой черт нам деньги, если мы только и делаем, что крутимся?
  4. «А чем вы занимаетесь?» — спросил я. «Как и вся наука, — сказал горбоносый. — Счастьем человеческим».
  5. "А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта".
  6. - А вы сами-то верите в приведения? - спросил лектора один из слушателей.
    - Конечно, нет, - ответил лектор и медленно растаял в воздухе.
  7. Плохо читать хорошую книгу с конца, не правда ли?
  8. Бессмыслица — искать решение, если оно и так есть. Речь идёт о том, как поступить с задачей, которая решения не имеет.
  9. Постарайтесь понять,..., что не существует единственного для всех будущего. Их много, и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них...
  10. Лозунг у них был такой: "Познание бесконечности требует бесконечного времени". С этим я не спорил, но они делали из этого неожиданный вывод: "А потому работай не работай -- все едино".
2725916_original.png (444×600)
Мой отзыв.
Расскажу вам о самых-самых моментах, очень-очень впечатливших.

Во-первых, когда началась первая часть и Привалов попал в необычные условия жизни, я ожидала (как всегда бывает в подобных ситуациях), что он начнет бояться перемен, убегать от них, стремиться вернуться в привычное русло жизни. И в этот же миг Стругацкие, как-будто уловив мои мысли, пресекли их на корню и заговорили словами Привалова, которому было совершенно не страшно, жутко интересно и желания убежать и вернуться к своей жизни отсутствовало напрочь! Прочувствовала я живой разговор с авторами. Впечатлена безмерно!

Во-вторых, смеялась от души, когда во время путешествия по воображаемому будущему Привалов видел людей, практически голых и только в шляпе, к примеру. А потом вспомнил, что и правда ведь часто пишут что-то в этом роде: "дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и темных очках". Думайте, что пишете, одним словом :)) С удовольствием бы погуляла и даже пожила в таком воображаемом будущем!

В-третьих, история создания бутерброда. Искренне сочувствовала Привалову, который создал маааленький бутербродик внутри шарика. Смеялась прямо в очереди :) (как всегда , много читаю именно в очередях).

В-четвертых, чудесное описание Новогодней ночи в НИИЧАВО! "Сюда в 12 часов новогодней ночи пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкою, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разной степени сложности." Как-то близко мне это по убеждениям, хотя и совершенно не модно и не популярно в наше время...

И последнее, попробую передать свое общее ощущение. Мое ощущение объемное, многогранное, впечатляющее, поглощающее. Произведение очень "мое". Мне в каждой строчке чувствовалось дружелюбие авторов, их страсть при написании книги, их глубокий ум без стереотипов, их сложная жизнь в советском союзе и их борьба, скрытая, но эффективная. Я плыла с ними на одной волне (жаль, только, что один день, надо было хотя бы на недельку растянуть удовольствие от чтения :)) А сколько интересных идей, сколько догадок, нестандартных предположений! 
А в конце заметили в заметках Привалова? "Сэгюр Ришар - герой фантастической повести "Загадка Ришара Сэгюра", открывший способ объемной фотографии". Глядишь и теория контрамоции в далеком будущем подтвердится :)




Вопросы для обсуждения.
  1. Говорят, что ПНвС читают уже с 10-12 лет. Интересно, как подростками воспринимается эта книга?
  2. Какой момент в книге рассмешил вас?
  3. Какая из затронутых теорий показалась вам наименее фантастичной, наиболее реальной? 
  4. А ведь так просто провести аналогию между этими фанатичными учеными и людьми, желающими с головой окунуться в свое творчество.
  5. Появились ли любимый и нелюбимый персонажи? 
  6. Какова, по вашему мнению, общая идея произведения?
  7. Будем позже еще читать Стругацких? Град обреченный, Пикник на обочине? 

Анонс предстоящих событий Клуба. 

27 сентября. Общее собрание Клуба. Обсуждение насущных вопросов и предложений.

1 октября. Вторая церемония награждения почетного члена Клуба "Горящей книгой".

До 7 октября. Читаем "Девушка с татуировкой дракона" - детективный роман, первая книга из трилогии «Миллениум» шведского писателя Стига Ларссона (2 недели на прочтение).

 

П.С. Кто не может найти книгу в электронном виде, пишите мне на почту juliette7373@gmail.com. Я пришлю Вам файлик fb2.

Комментировать в ВКонтакте

Комментировать в Facebook

66 комментариев :

  1. Мне кажется, что мой отзыв будет отличаться от отзывов других участников Клуба)) Дело в том, что мне произведение совершенно не понравилось. Я заставляла себя читать, с трудом продиралась сквозь непонятные имена, непонятные слова... Из-за этих непонятностей сам текст оказался совершенно непонятым мною))) Пока я читала, была совершенно уверена, что время этого произведения прошло, что книга эта не нашей эпохи. Прочитав твой отзыв, Юля, я убедилась, что мое мнение совершенно субъективно.
    1. Я почему-то уверена, что, если бы я прочитала эту книгу в подростковом возрасте, она бы мне понравилась.
    2. Я помню, что один момент в 1 части заставил меня хохотать, но что это был за момент - не помню))
    3. Наименее фантастичная теория для меня - это теория параллельных вселенных. Ну вот почему-то мне кажется, что они действительно существуют. А еще думаю, что машина времени изобретена, только нам об этом не говорят)))
    4. Да, действительно, эта аналогия постоянно сидела в моей голове во время чтения. Я сразу вспомнила своего папу: для него работа - это праздник; я всегда мечтала о том, чтобы найти такую работу для себя, чтобы хотелось туда идти. Очень грустно видеть, как люди плетуться на работу, как убивают там время, вместо того, чтобы попытаться найти себя...
    5. Любимый персонаж - это Роман Ойра-Ойра. А нелюбимый - это Выбегалло, очень он неприятный тип.
    6. Наука - двигатель прогресса, должна быть для людей, для удовлетворения их нужд, а не сама для себя.
    7. Я с радостью почитала бы заявленные произведения Стругацких. А еще хочу предложить их же "Гадких лебедей", читала раньше эту повесть и мне она очень понравилась.

    Мне сатира не очень нравится, именно поэтому и не пошло это произведение братьев Стругацких. Правда, после размышления над поставленными вопросами и прочтения твоего, Юля, отзыва, произведение стало чуть приятнее для меня. Возможно, если спустя пару-тройку лет я вернусь к нему, оно понравится мне больше. Я уверена, что "Понедельник начинается в субботу" - непростая книга, она многоплановая, и ее нужно читать не один раз, чтобы добраться до сути.
    И еще: я очень рада, что наконец-то добралась до этой повести, она давным-давно была у меня в списке на прочтение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И допишу: следующую книгу я читать не буду, как-то не люблю современную литературу, да и фильм еще помню хорошо, слишком много жестокостей там. А вот собрание Клуба жду с нетерпением!

      Удалить
    2. Хохотала и не помнишь из-за чего :))) Наверное, вторым глазом еще и сериальчик любимый поглядывала :))
      Интересное мнение - взвешенное, аргументированное. радует, что от прочтения Стругацких не отказалась!
      Все-таки ПНвС надо читать раньше, а не позже... И мне кажется твоих единомышленников сегодня будет достаточно.
      А на счет новой книги: современной литературы сама побаиваюсь. но считаю, что читать ее следует, чтобы быть на волне, а не плескаться в спокойных водах. Уверена, что книга Ларссона вызовет бурю противоположных мнений и споров. Фильм не смотрела, про жестокость не осведомлена :) Очень надо свое мнение об этой книге...

      Удалить
    3. Неет)) Это ж кощунство: читать книгу и кино смотреть одновременно. Теперь мучиться буду и вспоминать, что именно смешного там было. Жаль, что книжку уже удалила - так бы пролистала, поискала.. Эх, ну когда перечитывать буду, вспомню наверняка))

      Удалить
    4. Да-да, помучайся, пока соберешься перечитать :))))))

      Удалить
    5. Наташа и правда, а почему именно Ойра-Ойра?

      Удалить
    6. Юля, на этот вопрос у меня нормального ответа нет)) просто этот персонаж меня привлек... Он умный, юморист, горбоносый (вот люблю такие носы и таких людей заочно всех)))) Ну вот как-то так) Просто какая-то симпатия к нему возникла чуть ли не с первых слов-описаний его образа.

      Удалить
    7. Нос настоящего мужчины должен быть с горбинкой :)

      Удалить
    8. Я вот тоже не могу сразу прям сказать, чем меня привлек Роман)))) Привлек и все тут))))

      Удалить
  2. Прочитала эту книгу как раз лет в 12. Помню, что очень понравилась, осталось под впечатлением от нее. Как воспринимается она сейчас - даже не знаю, надо будет обязательно перечитать))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мои догадки подтверждаются :) Очень хорошо помню, что нравилось и что не нравилось будучи подростком. Не надо перечитывать, пусть "очень понравилось" останется на всю жизнь :)

      Удалить
  3. А я опять ничего не прочитала:( совсем от рук отбилась:) Но что-то у Стругацким у меня совсем душа не лежала, не знаю почему... А "Девушку с татуировкой дракона" тоже не знаю, прочитать - не прочитать, хотя она у меня даже не в электронном виде, а живая книжка есть. Просто, как и Наташа, хорошо помню фильм, жесткий он очень...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, совсем отбилась :))) Не переживай, у нас много книг впереди, разных. Кстати, после "Девушки..." будем читать книгу, о которой с тобой говорили и которая есть в твоем списке хочушек :) Но пока интрига, как всегда :)

      Удалить
    2. Не говори:) Я догадываюсь, о чем речь, ура! Вот ее очень хочу почитать:)

      Удалить
    3. И я догадываюсь)))) И очень жду!

      Удалить
  4. Я на этот раз с вами не читала, потому что, ура, я уже в теме. Так что мои эмоции проверены временем. И самое интересное, что теперь я хочу перечитать, после отзывов и описаний. Соскучилась.
    Как всегда все началось с фильма. А я очень люблю советские фильмы, потому что их можно смотреть просто под настроение, иностранных таких мало, вот «Гараж», например, я смотрела раз 10 наверное. «Чародеи» хоть и сняты сильно по мотивам, да что там, из книги взята разве что идея НИИ. Но и этого было достаточно, чтобы направить мои стопы в нужном направлении. Но настоящее «хочу» появилось, когда я краем глаза то ли в учебнике, то ли еще где, прочитала начало книги, а конкретно строчку: «Солнце садилось уже который час, всё никак не могло сесть».
    И так она мне запала в душу, что не прочитать книгу с таким замечательным названием я уже просто не могла. Так случилось, что это была и первая проба аудиокниги. Тут-то я и поняла, что слушать не моё. У меня совершенно ничего не отложилось, вообще, влетело в одно ухо и в другое вылетело, даже наушники не помогли. Пришлось по старинке – читать.
    К слову все это происходило в школьные годы. Потрясающе замечательная книга. Такая веселая, такая живая. Ни секунды не сомневаешься в реальности происходящего и погружаешься с головой. Тонкости немного поблекли за столько лет, но неизменным осталось сознание, что книгу можно читать и перечитывать. При упоминании «Понедельника…» улыбка до ушей, настолько положительное она оставляет послевкусие.
    Я была немного влюблена в Романа Ойра-Ойра и прямо-таки видела себя его четвертой женой )))) Уж не знаю почему, но чем-то он меня приворожил. Гормоны видимо.
    Насчет чтения подростками, я бы наверное повременила, помню мне не очень все легко далось. И определённо, чтобы прочувствовать всю соль, нужно иметь представление о той эпохе. И только ради «Понедельника…» стоит окунуться и узнать, что и как. Очень жаль, если такой удивительный юмор и сатира пройдут мимо.

    P.S. Ура-ура, будем читать Девушку, еще одна книга из фильма ))) Юля, ты прям будто мой список must read просматриваешь .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прочитала отзыв Natalija_M и вспомнила, что мне очень понравилось существование параллельных вселенных. Я как-то себе в том же духе фантазировала, что где-то есть миры гже живут все книжные и киношные персонажи. Ох и фантазерка же я. И до сих пор такая, через край, зато так и люблю всякие сказки.

      Удалить
    2. Я, кстати, когда думаю о ней, то тоже улыбка не сходит с уст, а потом ловлю себя на мысли, что окружающие оглядываются :)
      О, второй поклонник Ойра-Ойры! Катя, что-то его образ прошла мимо меня.. Расскажи, пожалуйста, что именно тебя в нем привлекло (аж до женитьбы) :)
      Слушай, а этот список реально существует??? Очень люблю в таких списочках по-копаться!

      Удалить
    3. Юль, я сейчас даже не вспомню, но какой-то он такой положительный, основательный что ли :) но зато четко помню, что собиралась замуж :)
      Список к сожалению только в голове, отмечаю, что неплохо было бы прочитать. Вот сейчас как раз из списка с Пратчеттом знакомится начала.

      Удалить
    4. Если появиться желание держать список в электронном виде (у меня , к примеру, на ресурсе pinterest есть папочка и я в нее обложки желаемых книг заношу. Очень удобный сервис) буду рада ознакомиться!

      Удалить
    5. Юля, а ссылку на Pinterest можно?)) Я бы покопалась в твоей папочке с книгами))

      Удалить
    6. Наташ, у меня там все в личном пользовании, как-то не собиралась расшаривать... Есть в свободном доступе на имхонете. Ой, точнее было.. Умер совсем мой любимый сервис, загубили ироды....
      Я подумаю, порядочек наеду в папках, и открою доступ к ней.

      Удалить
    7. А я даже и не догадывалась, что "Чародеи" сняты по мотивам "Понедельника..."! Надо пересмотреть этот фильм! Сколько нового тут узнаю, Юлечка, спасибо!

      Удалить
    8. Всем девочкам за дополнения спасибо!

      Удалить
    9. Про Пинтерест очень интересно, никогда бы не догадалась там книги хранить. Но и правда может быть удобно, надо будет попробовать. Спасибо Юля :)

      Удалить
    10. Так-с, девушку я уже прочитала, дождаться бы понедельника. Буду пожалуй отзыв набрасывать пока :)

      Удалить
    11. Катя, я еще на прошлой неделе прочитала и отзыв написала. Жду моего расстрела в понедельник :))))

      Удалить
    12. Перечитала я книгу, специально, чтобы вспомнить чем мне так Роман приглянулся, ну и посмеяться еще раз.
      Роман же там везде, он такой основательный, магистр, умный, с чувством юмора. К Наине Киевне подход нашел, чтобы Сашу пристроить на ночевку. Провал Выбегаллы просчитал и всех спас, это ж вообще очень завлекательно, настоящий герой без зазнайства. Над серьезными проблемами работает. Не грубиян как Витька. Основательный такой мужчина, такие должны быть хорошими мужьями. Только жену понимающую подобрать.
      Во всех отношениях положительный мужчина ))))

      Удалить
  5. Дочитала буквально только что, пока ехала домой)))
    Откровенно говоря...не в восторге. По началу заставляла себя читать, потом вроде втянулась, так как люблю фантастику и когда пошли описания чудищ в подвале института и Новогодняя дрибедень стало интересно, но не настолько чтоб сказать вау!
    1. На мой взгляд вчерашним подросткам было бы интересно, но сегодняшние с большим удовольствием прочтут вампирскую сагу.
    2.Смешным мне показался момент появления дуба и кота на ул. Лукоморья, видимо это и проложило мой дальнейший путь к прочтению до конца. Для меня достаточно много было забавных моментов, но чтоб смеяться в голос нет...взрыв кадавра меня позабавил)) и еще момент сочинения стихов в стен газету, прям напомнил мне мои школьные годы и работу в ред коллегии)))
    3.Параллельные миры, конечно)) они существуют и это доказано наукой)))
    4. кстати да! мне эти фанатики работы, пришедшие в НГ ночь на работу напомнили творцов)) рукодельников и художников самоотверженно работающих в любое время ни смотря на праздники или время суток. Жаль в жизни так мало работ, которые можно любить так же как хобби, или мало людей так страсно любящих свою работу)
    5.Роман мне очень понравился, такой рассудительный и харизматичный, прям ждала его появления))
    6.Общую идею на мой взгляд хорошо показали в фильме "Обыкновенное чудо", а вообще мне кажется что вся идея состояла в том самом коллективизме и самоотдаче которая была присуща (к сожалению была) советским людям. Кстати на мой взгляд современный мультик "Корпорация монстров" несет похожую идею, только с высоты американского человека, а так одно и то же. Один за всех и все за одного, потому что цель работы одна.
    7. "Пикник на обочине" я бы прочла, играла в Сталкера и одно время увлекалась собиранием материалов по ЧС. Короче интересно думаю)
    Сейчас написав отзыв, понимаю что конкретно негативного впечатления нет, книга помогла скоротать пару вечеров, да количество не понятных описаний и не нужных слов, на мой взгляд зашкаливает, но по хорошему, добрая и наивная книга.
    Ларсона почитаю с удовольствием давно ищу не могу скачать. Если есть прям ссылка на скачку буду при много благодарна. Фильм правда жестокий, но мне понравился, история про реальность без розовых очков и зефира)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я зануда, но вы наверное не "Обыкновенное чудо" имели в виду, оно по пьесе Шварца, а Братья Стругацкие это "Чародеи"

      Удалить
    2. ой да))) точно, сижу и думаю что то я напутала)) спасибо!

      Удалить
    3. Вера, такое грустное начало и такой оптимистичный отзыв :) Оказывается, так много моментов тебе понравились :) Интересные аналогии с корпорацией монстров, очень люблю этот мультик!!
      Вера, напиши мне на почту письмо-маячок и я пришлю тебе книгу. juliette7373@gmail.com

      Удалить
    4. Юля, начало меня правда не впечатлило, а в целом да оказалось все гораздо радостнее и не так все грустно) видимо еще перевариваю книгу, говорю только только закончила, поэтому и отзыв такой разрозненный)

      Удалить
    5. Мне, конечно, позор, но "Чародеи" я не смотрела, разве что какими-то урывками. А вот теперь захотелось посмотреть))

      Удалить
    6. Не за что :)
      Ах, я и "Обыкновенное чудо" очень люблю :)

      Удалить
    7. Меня "Чародеи" совсем не впечатлили. А "Обыкновенное чудо" я не смотрела (позор мне...), но прямо сейчас поставила на закачку, посмотрю обязательно!

      Удалить
    8. У меня к ним ко всем любовь с детства :) А детстве все по-другому воспринимается :)
      Раз пошла такая пьянка мне еще очень-очень нравится сказка "Не покидай".

      Удалить
    9. Пошла атаковать торренты. А мы с мужем решили сейчас посидеть на Стартреке, на всех существующих сериалах :) Начали с самого первого и старого. Круто!

      Удалить
    10. Ого, вы даете! Меня муж уговаривает на Стартрек, я пока не решусь никак)))

      Удалить
    11. Пока только пол серии первого сезона первого сериала посмотрели :))

      Удалить
    12. Была у меня тоже мысль посмотреть Стратрек, все-таки культовый сериал, но это надо чтобы перерыв в остальных сериалах образовался :))) Не втиснуться, слишком много всего смотрю :)

      Удалить
  6. Не читала книгу, и более того, даже не собиралась. Как только прочла название, поняла, что фильм "Чародеи" я смотрела и он мне на душу не лег.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, что-то не везет тебе пока с книгами :) С удовольствием выслушаю твои предложения!

      Удалить
    2. Ольга, книга совершенно не похожа на фильм, от книги в фильме лишь идея НИИЧАВО. Хотя мне и фильм не понравился, и книга. Но, может быть, у тебя все будет по-другому?))

      Удалить
    3. Спасибо, девочки, за советы, но тратить время на книгу, которая может не понравится, я как-то не хочу))
      Юлечка, дело не в том, что ты предлагаешь, дело в том, что мне это не нравится. Почему ж я молчу и сама не предлагаю? Очень не люблю перечитывать книги. Хочется как можно больше успеть прочитать новенького. Я полностью "ЗА" твои предложения.

      Удалить
  7. Юля, вот именно с этого я и собиралась начать)) Первый раз я пыталась читать «Понедельник начинается в субботу» лет в 13, и мне не понравилось. Не понравилось настолько, что я долго обходила стороной книги Стругацких. Но годы и жизненный опыт (сама в НИИ работаю))) сильно влияют на восприятие. На этот раз читала с огромным удовольствием. Сколько иронии, какой богатый, образный и лёгкий для восприятия язык, а какие колоритные персонажи (знакома с большинством из этих типажей лично). И даже наивно-возвышенное повествование о научных буднях не портит общего впечатления. Остроумное сочетание утопии и сатиры.
    Улыбалась во время чтения довольно часто, а вот рассмеяться не получилось. Очень понравилось, как описана попытка решить задачу, у которой нет решения. А вот сцена, где все сотрудники пришли поработать в новогоднюю ночь, вызвала смешанные чувства. С одной стороны восхищение людьми преданными своему любимому делу, с другой стороны вопрос, а где и с кем встречали этот Новый год их супруги и дети…
    Наиболее реальной я нахожу теорию о том, «что не существует единственного для всех будущего».
    С любимым персонажем у меня как-то не сложилось, ну а Выбегалло – мерзкий тип.
    Для меня это замечательная сказка книга о том, как же здорово заниматься любимым делом в компании единомышленников и в благоприятных условиях.
    Читать Стругацких будем обязательно))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работая в НИИ действительно было интересно сопоставлять персонажей с реальными людьми :) Представляю :))))
      С дублями встречали Новый год, с дублями... Работа выше семейных ценностей - это, конечно, не весело.
      Да, единомышленники и условия также важны, как и любовь к работе. Идеальное общество!

      Удалить
  8. Ох, все никак не могла дождаться понедельника - дня обсуждений)) Ведь, несмотря на то, что слежу я за клубом с самого первого дня открытия,присоединиться к прочтению смогла только сейчас (по определенным обстоятельствам). (Юль, извини, забыла отметиться в опросе((( ).
    Сначала немного расскажу о том, как я нашла эту книгу))Дело в том, что я заказываю книги всегда в Лабиринте. Сразу много, со скидкой и бесплатной доставкой) А в этот раз оказалось, что доставка предполагается только через неделю, так как склад не справляется с комплектацией из-за массовых заказов школьных книг. Поээтому я обошла все близлежащие книжные магазины - такой книги нигде не оказалось, обзвонила все магазины около работы мужа и около его родителей - такой книги нет. Позвонила в две районные библиотеки - такой книги нет!!!Нашла я в интернете сайт, где люди продают б/ушные книги. И оказалось, что такую книгу пордает человек, который живет на соседней станции метро. Ровно в 9.30 утра позвонила ему (книгу нашла ночью, понятное дело, что в такое время звонить нельзя))), по всей видимости человек еще спал. И был очень удивлен, когда я сказала, подъеду через полчаса)))Приехала, купила) Прочитала за 3 дня в дочкин сон)
    Впечателние от книги неоднозначное) Интересная, с юмором, с глубоким смыслом. Но все-таки фантастика - совсем не мое...
    Сначала читала, и мне казалось, что я читаю сказочную повесть (очень часто вспоминалась книга "Моя жена ведьма", в которой описывалась наша современная жизнь, но с элементами волшебства, колдовства и пр.
    Потом стало казаться, что это симорон с его нетривиальным взглядом на жизнь)
    К концу как-то устаканилось и стала воспринимать именно как фантастику)
    Очень мне понравилось описание советских магазинов): "магазин промтоварный № 2", " магазин хозтоваров № 18", столовая № 11")) И газированая вода и спички за 1 копейку)) Такая ностальгия по СССР))
    Пока читала, выписывала цитаты)
    Очень понравились различные изречения про счастье: "А может его вообще нет? - Чего? - Счастья. - Как же его нет, когда я сам его неоднократно испытывал")
    " -Главное - что? Главное, чтоб человек был счастлив"
    Отдел смысла жизни и отдел линейного счастья?)

    Повеселивший меня момент: "Одни сотрудники все время занимались делением нуля на нуль на настольных "мерседесах", а другие отпрашивались в командировки на бесконечность. Из командировок они возвращались бодрые, отъевшиеся и сразу брали отпуск по состоянию здоровья"))) Очень часто такие работники встречаются среди руководящего состава))
    Думаю, что подросткам читать будет интересно. И фантастику дети любят, и мышление у них еще неординарное)без взрослых штампов)
    Фантастичными мне показались все теории)) Я настоящий реалист. И мало-мальское отхождение от привычной картины мира мне видится фантастическим).
    Любимых и нелюбимых персонажей не выявлено). Чуть больше других понравился кот)(ну это как заядлому котоману))

    Прочитав вопрос об общей идее произведения, на ум пришли две фразы из книги: одна, которую написала Юля, про будущее, которого не существует одного для всех и каждый поступок творит свое будущее. А вторая - когда Привалов рассуждает о том, что через несколько лет школьники будут лучше специалистов разбираться в теории относительности ."Для этого вовсе не нужно понимать, как происходит искривление пространства-времени, нужно только, чтоб такое представление с детства вошло в быт и стало привычным". Так вот мне кажется, идея произведения - все в наших руках, мы на многое способны, как повернем, так и будет))
    Читать еще?) не знаю) сама вряд ли прочитаю, а вот с клубом обязательно)

    И еще одна цитата почему-то зацепила))
    "Общение с девушками доставляет удовольствие лишь в тех случаях, когда достигается через преодоление препятствий".)))Мужская какая фраза, да?))

    Юль, еще раз тебе спасибо за клуб. Я в отпуске прям бредила совместным прочтением, мне это даже снилось) И за выбор книг. "Девушку с татуировкой .."обязательно прочитаю"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, мы все очень рады, что у тебя получилось к нам присоединиться! Вот это желание чтения! Я поражена :) Напугала только молодого человека :)))))
      Согласна, что цитаты превосходные!
      На том и порешим: любимый персонаж - Кот ученый. Чудесный выбор :)
      "Все в наших руках" главная идея. Знаешь ,как сочинения в школе начинают писать. Главной идеей произведения считаю то-то то-то. Отлично она отражает замысел книги.
      "Обязательно прочитаю" в ковычках? :)

      Удалить
    2. Ой, опечаталась) Конечно, не в кавычках)) Прочитаю обязательно)

      Удалить
  9. Книга интересная, но читать не понравилось. Много непонятных трудно читаемых слов и лишних описаний, которые я честно говоря пропускала. А общая идея произведения наверное "Сказка ложь, да в ней намёк..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Диана, спасибо за мнение. Будем добрыми молодцами тогда

      Удалить
  10. Знакомство с этим произведением у меня состоялось 2 года назад (может больше))). Тогда я была увлечена квестами, увлеченно играла на компьютере)))) И муж (поклонник Стругацких) нашел квест "Понедельник начинается в субботу» и предложил его мне!))) Ну и конечно, рассказал, про повесть с одноименным названием! Я параллельно читала и играла! Но, к моему великому стыду, в тот раз я так и не дочитала (и не доиграла)))! Закончила только первую историю. Не пошло…

    В этот раз, спасибо Юлечка, я все прочитал, вернее прослушала!

    Теперь о впечатлениях: что-то мне понравилось, что-то улыбнуло, что-то осталось не понятным, что-то вообще показалось чушью... Но одним словом: я не в восторге! ((( Я поняла, что сатира, хоть и такая философская, не для меня! Ну не понимаю я этого!((((

    В подростковом возрасте мне тоже вряд ли бы понравилось! Я бы вообще ничего не поняла! А вот современное поколение может быть и хорошо восприняло!))) Надо дочке мужа дать почитать! ))) Заодно проверю!

    Смешных моментов в книге довольно много. Перечислю, что вспомнилось!

    «На правой воротине сверху висела ржавая жестяная табличка: «Ул. Лукоморье, д. №13, Н. К. Горыныч», а под нею красовался кусок фанеры с надписью чернилами вкривь и вкось:
    КОТ НЕ РАБОТАЕТ
    Администрация
    — Какой КОТ? — спросил я. — Комитет Оборонной Техники?
    Бородатый хихикнул.
    — Вы, главное, не беспокойтесь, — сказал он. — Тут у нас забавно, но всё будет в полном порядке.»

    Еще как Саша пытался отвлечься от голода первой ночью в избе. Как цыкал зубом)))
    Разговор зеркала улыбнул: «Слон есть самое большое животное из всех живущих на земле. У него на рыле есть большой кусок мяса, который называется хоботом потому, что он пуст и протянут, как труба. Он его вытягивает и сгибает всякими образами и употребляет его вместо руки…»

    Как склеротический кот сказки вспоминал))) Вообще мне кот понравился!

    Как Александр пятак разменивал и всячески с ним экспериментировал))) В общем, вся первая часть заполнена такими позитивными моментами))

    По мне так все показалось фантастичным))) Не могу выделить более реальную или более фантастичную теорию!

    Да, как же я мечтаю о такой вот работе, на которою хочется ходить и выкладываться по максимуму! Часто ловлю себя на мысли, что не то, не то я себе выбрала! Печально... Ведь таких, как я, много!

    Любимчиков и не любимчиков как то у меня не появилось! )))) Правда, соглашусь со многими девочками: Роман очень даже ничего!)))
    Идея книги заключена в самом ее названии: понедельник начинается в субботу. Очень важно искренне любить свою работу! И чем больше будет таких фанатиков своей работы, тем лучше! Тихонько позавидовала!))))

    Я бы еще раз прочитала «Пикник на обочине» - читала его в студенческие годы, понравилось, но хочется более вдумчиво почитать вместе с вами)))

    П.С.: Очень жду 27 сентября)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, по секрету всему свету, я сейчас сама в нее играю :)))
      А момент про цыкать вообще убойный )) Обещал ведь не цыкать ! Опять сижу и смеюсь :))
      Ох уж этот Роман, покоритель женских сердец, что же ему только с женами не жилось?
      Да, готовим пожелания, предложения и советы к 27 сентября. Сама жду с нетерпением!

      Удалить
    2. ух ты! игра есть))) надо мужу задание дать)))найти! как впечатление от игры?

      Удалить
    3. Посредственный квестик :) Расслабиться на вечерок и вновь в книгу погрузиться :)

      Удалить
    4. Вот я и вспомнила, какой момент был самым смешным, - про цыканье))

      Удалить
    5. Да, цыканье - это тема)))) Мне квестик тоже так себе))) Время убить)))

      Удалить
    6. Наташа, недолго твое томление продлилось :)

      Удалить
  11. Что-то сегодня мои ответы пропадают... Что это за новая форма комментов?... ПОстоянно пишет, что блоггер не доступен.. Печалька

    ОтветитьУдалить
  12. Печалюсь... Уже который раз пропускаю заседание клуба. И в следующий раз тоже...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маруся, не печалься! Будем ждать тебя, сколько потребуется :)

      Удалить
    2. Юля, так дело в том ,что я это не буду читать. ((( Я пыталась уже читать "Девушку..." Это ж жуть. Эх...

      Удалить
    3. Я пока до ужасов не дошла, а детективная завязка меня затянула. Посмотрим. Но мнение об этой книге очень нужно свое.

      Удалить
  13. Сколько людей, столько и мнений. Книга совершенно не моя. На средине второй части, даже не стала себя заставлять дочитывать, что обычно и делаю с не интересными мне произведениями. Эту же просто удалила и фсе! Аж полегчало, когда не стало этого бреда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Файна, прямо так все плохо? Ну, бывает, не расстраивайся.

      Удалить

LiveLib