18 января 2016 г.

15 "Рождественские повести" Ч.Диккенс

Приветствую всех участников на очередной встрече Книжного клуба!  Сегодняшняя книга, прочитанная в рамках Зимнего книжного марафона, заслужила право на обсуждение отдельно, без марафона, потому что действительно заслуживает этого! В гостях у нас Чарльз Диккенс и его "Рождественские истории", 1843-1848 г.г.!
Интереснейшая биография Диккенса подготовлена Ольгой - помощником Клуба.

В двух словах, сборник включает в себя 5 повестей: "Рождественская песнь в прозе", "Колокола", "Сверчок за очагом", "Битва жизни", "Одержимый, или Сделка с призраком". Очаровательные, печальные и смешные сказки для взрослых. На первый взгляд они кажутся всего лишь ироничными версиями классических английских рождественских "историй с привидениями". Однако под забавными сюжетами о призраках, раскаявшихся грешниках, чудесах и честных бедняках, которые внезапно обрели заслуженное счастье, скрывается глубокий психологизм. Мечты самого Диккенса так и не сбылись. Но "Рождественские истории" будут читать всегда - пока падает снег и горит огнями елка...

Интересные факты.
1. Книга представляет собой сборник из 5 рассказов одинакового объема. Рассказы сюжетом не связаны.
2. «Рождественские истории» были написаны Диккенсом в 40-х годах XIX века и выходили отдельными книгами к Рождеству, то есть к концу декабря, почему и получили название «Рождественских книг».
3. В рассказах Диккенс обращался с проповедью как к «бедным», так и к «богатым», ратуя за улучшение «доли бедняка» и стремясь к нравственному «исправлению богачей».
4. Один из рассказов - Рождественская песнь в прозе - стал очень популярен, был неоднократно экранизирован. Знаменитый диснеевский мультгерой Скрудж Макдак ("Утиные истории") был назван именно по имени главного героя «Рождественской песни».

5. "Рождественская песнь в прозе" издана отдельной книгой в 2011 году с великолепными иллюстрациями художника Дж.Линча в серии "Шедевры книжной иллюстрации" (Рипол-Классик)

 

 

 

6. А вот по ссылке первое издание Колоколов, в оригинале с иллюстрациями и ооочень реалистичной подачей!! Не пожалеете! Чувство, как будто живую книгу  в руках подержала!


Мой отзыв.
Как принято говорить о сборнике рассказов? В целом? Не уважительно к индивидуальности каждого рассказа. Про каждый в отдельности? Но ведь дух и перо у них схожи. Отдам должное всем понемногу.
Чай, тишина в доме. Не часто удается писать рецензии в таких райских условиях :) 
Однозначно Диккенс впечатлил, задел, обескуражил, ужаснул. Дикая непостижимая бедность Колоколов, трепетная граничащая с безумием любовь Сверчка за очагом, безумная трансформация из прозы в песню Рождественскую, забытые горести Одержимого, недопонятая Битва жизни - именно такой личный рейтинг после прочтения. Какая атмосфера, какие эмоции в каждой повести! С мурашками по коже и, как-будто, под кожей тоже. 

Звон Колоколов до сих пор из головы не выходит, наводя страх и напоминая разом обо всех горестях, когда-либо с тобой происходивших. Взгляд на бедность, как на безысходность, а не как на лень человеческую, поражает. Очень сильное произведение.

Дочитав Сверчка за очагом, появилось чувство, что прочитан был детектив с невероятной развязкой. И чувство скатившегося с плеч камня настигло меня разом. Обескураживающее, вводящее в заблуждение в середине повествования и доказывающее великую силу любви произведение.

Шумная, известная Рождественская песнь в прозе с первых строк напомнила про далекое детство и любимый мультфильм, ради которого папа бросал все дела и вез меня домой. Спасибо огромное Диккенсу в 2016 за такой эффект его произведения 173-х летней давности. Само произведение полно грусти, печали, паутины, но через всю эту темноту с первой до последней страницы горит огонек надежды. Надежды на то, что в каждом из нас есть добро.

Вы можете на минутку представить себя без всех ваших плохих воспоминаний? Кажется, что вы станете самым добрым человеком на земле, который не причинит боли и вреда никому, ни одной живой душе! Диккенс переубедит вас, точно так же как Пуаро недавно переубедил, что Рождество - это идеальное место для счастливых семейных встреч ("Рождество Эркюля Пуаро", А.Кристи).

Битву жизни не поняла совсем.. 


До 25 января 2016 года читаем Джером К. Джером "Трое в лодке, не считая собаки", 1889 г. Нет ни одного человека, который не знал бы о приключениях трех друзей и маленькой собачки! Весёлый и увлекательный рассказ о них не оставляет равнодушными ни взрослых, ни детей. Их автор — Джером К. Джером, живший в конце XIX — начале XX века, до сих пор считается одним из лучших мастеров юмористического жанра.

Комментировать в ВКонтакте

Комментировать в Facebook

15 комментариев :

  1. Не дошли у меня руки в этот раз до Дикенса, хотя лежит даже в бумажном формате...
    Трое в лодки читала, но не могу сказать, что получила от книги того, что ожидала.

    ОтветитьУдалить
  2. Привет всем! Успела, к сожалению, прочитать только «Рождественская песнь…» и «Колокола». Песнь это такая идеальная сказка: с поучением и счастливым концом! Да еще и приведения присутствуют:) Когда читала, вспомнила, что мультик смотрела, но не осознавала, что это по Диккенсу. Песнь действительно идеальное произведение: построение повествования, внутренние изменения героя по ходу действия и счастливый добрый конец сказки. Хотя думаю, что Диккенс довольно, как бы это выразиться, тяжеловесен и для детей, мне кажется, трудноват будет, хотя может я и ошибаюсь. Но песнь люблю:)
    «Колокола» произвели довольно тягостное ощущение: описание бедности и утрированной безысходности, да еще и уничижительные мысли главного героя, которые и призван изменить призрак. Конечно это тоже поучительная сказка, но такая тягостная и грустная, хотя и со счастливым итогом.
    Итог: хочу все же дочитать остальные рассказы и продолжить знакомство с Диккенсом, если честно, несколько лет назад пыталась читать и «Большие надежды», и «Оливер Твист», но не пошло. Очень тягостное ощущение от книг Диккенса. Но думаю все же надо попробовать еще раз.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Таня, Диккенс сложный писатель, для детей я бы сказала, что неподъемный. Но как великолепно он доносит до нас проблемы! Такое погружение и проникновение. Да тяжело, да гнетет, но сколько уроков можно вынести.
      Таня, а тягостное значит, что тебе не понравилось, или да_понравилось, но тягостное?

      Удалить
    2. Тяжело, потому что бедность у него всегда какая-то уж совсем нищета и несправедливость, безысходность, а это вызывает желание не видеть такое и не соглашаться с таким положением дел! Юля, я еще думала-думала, что-то меня смущает в Диккенсе и поняла, что он описывает бедность очень уж "бедность-бедность", но при этом часто эти бедные люди у него положительные добрые, но мне кажется та нищета, которую он описывает, редко оставляет человека прекраснодушным. Я не говорю, что обязательно зависть, озлобленность, но все же мне кажется, что нищета очень многое убивает в человеке :(

      Удалить
    3. Таня, лучше бы он утрировал... Неужели это все правда?

      Удалить
    4. К счастью я не знаю правда это или нет, но если человек не знаеть сможешь он поесть сегодня или накормить своих детей, то какое уж там прекраснодушие ?! Может я и ошибаюсь, просто настроение у меня сегодня мрачное :)

      Удалить
    5. Не печалься.. Можем Джером смог тебя поднять настроение?

      Удалить
  3. Как я уже писала в двух отчетах - Диккенс - совсем не мой автор. Год назад прочитала Песнь в прозе. Вот вроде мысль -то правильная, тема хорошая, но что-то меня все время отталкивало. Мне не нравился образ брюзги Скруджа. Мне не нравилось описание квартирок и домов, где жили герои - как-то все так грязно, неуютно написано....Гаденько, в общем. В этот раз прочитала " Сверчка". После него поняла. что не хочу я больше читать Диккенса. Вот прям с Таней на все 100 согласна - тягостное ощущение от всей этой бедности, безысходности.... В общем, мне не понравилось вообще. Читать больше его не буду. А когда биографию его прочитала, то поняла, что моя интуиция меня не подводила)) Как человек мне Диккенс тоже не понравился...Тоже гаденькое чувство от него....
    Трое в лодке читала когда -то давно, уже и не помню, о чем там. Но помню, что мне не понравилось. Поэтому перечитывать не буду, скорей всего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, вижу, что тебя и переубеждать бессмысленно )) В Сверчке же так все сказочно в итоге, так светло и чисто!

      Удалить
  4. Рождественская песнь - читала и все время представлялся мультфильм, и на главного героя смотришь то с отвращением, то с сочувствием, то с улыбкой... Действительно добрая, поучительная сказка:)
    Колокола - очень впечатлило, до слез... Не думаю, что описание бедности и безысходности так уж утрировано, верю что люди так и жили, как не печально это признавать...
    Сверчок за очагом тоже понравился ... и правда как детективное расследование,с интересным приятным концом... немного обескуражило, что тот злобный господин (не помню его имени, еще в декабре читала) вдруг стал добрым
    Битву жизни я тоже не поняла... совсем... ни развязки в конце, ни сюжета в целом...
    Одержимого не дочитала, вот после Битвы совсем пропало желание...
    А попали мне в руки "Большие надежды" пытаюсь читать и чем дальше в лес... Мне определенно нравится манера написания автора, описания людей, мест, эти невероятные сравнения... но действительно гаденько... К старой Англии прилипают пыль,грязь, гильотина, каторжники.... надеюсь все же дочитаю, интересно чем же закончится..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, вижу, что во многом у нас с тобой мнение о повестях совпало. У Одержимого мне очень идея понравилась, что на первый взгляд стирание из памяти всего жизненного негатива сделает из тебя очень счастливого необремененного горем человека. А нет.. не тут то было.. Тоже поучительно, о жизненных уроках.
      А твое мнение о "Больших надеждах" очень заинтересовало :)

      Удалить
    2. А мне теперь хочется добить Одержимого:)

      Удалить
  5. Из сборника "Рождественские повести" я пока прочитала только 2 из 5 - "Рождественскую песнь" и "Сверчок за очагом".
    "Рождественская песнь" - такая поучительная сказка с хорошим и добрым концом, но мне не понравился образ Скруджа (кроме как в конце, уже исправившийся). Понятно, оно на то и было рассчитано - привлекательными должны быть все другие персонажи данной повести. Но этот Скрудж такой гнусный, что ли! Вот как он таким стал?!
    "Сверчок за очагом" - интересная семейная история с отличным концом и с неожиданно закрученным сюжетом), и тоже с поучениями для богатого класса.
    Оставшиеся три повести я буду читать между другими произведениями, т.к. всё-таки меня манера написания Диккенса быстро насыщает и немного я бы сказала давит местами своей мрачностью бедности, граничащей с нищетой и подобным. Возможно, Диккенс описывал реальные семьи того времени, но ооочень всё тягостно.
    Но, может это касается только "Рождественских повестей"? Ведь другие его произведения я не читала. Правда, пока и не тянет)
    Процитирую тут немного: "Рождественские повести" не случайно приурочены к рождественским праздникам. Их возникновение имеет свою историю.
    В феврале 1843 года учёный экономист Смит, представитель прогрессивной английской интеллигенции, член правительственной комиссии по вопросам детского труда, попросил Диккенса, как писателя, пользовавшегося всенародной популярностью и уважением, выступить в печати за проведение закона об ограничении рабочего дня на заводах и фабриках. Он сообщил Диккенсу поистине потрясающие данные о чудовищных условиях труда фабричных рабочих и в частности факты об эксплуатации детей на промышленных предприятиях.
    Диккенс полностью разделял взгляды Смита и его единомышленников. И позже Диккенс сообщил Смиту, что вместо разового выступления задумал цикл рассказов, публикуемых ежегодно к дням рождества.
    Рождество - любимый традиционный праздник англичан - связано для Диккенса с определёнными нравственными представлениями, в частности с иллюзией примирения врагов и забвения обид, установления мира и доброжелательных отношений между людьми, к каким бы классам они не принадлежали.
    "Рождественские повести" были задуманы Чарльзом Диккенсом как социальная проповедь в занимательной художественной форме. Воздействуя посредством образов и ситуаций своих святочных сказок на эмоции читателей, Диккенс обращался с проповедью как к "бедным", так и к "богатым", ратуя за улучшение "доли бедняка" и стремясь к нравственному "исправлению богачей". "Рождественские повести" стали настоящим гимном семейному очагу, всепрощающей любви, духу добра и справедливости."

    А ещё, оказывается, есть фильм "Сверчок за очагом" :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо за интересную историю!
      Думаю, ты приняла правильное решение читать Диккенса порциями. Хотя для меня оно бы не сработало. Если бы я сейчас не дочитала Истории, я бы к ним не вернулась в силу тягостных воспоминаний... А залпом погрузилась хорошенько :)

      Удалить

LiveLib