10 апреля 2014 г.

10 "Старик и море" Э.Хемингуэй

Добрый день нашему растущему и крепнущему Книжному клубу! Сегодня нас ждет увлекательное погружение в книгу Эрнеста Хемингуэя "Старик и море", 1952г.

В двух словах, он очень стар - стары его руки и кожа, старо лицо и лодка и парус. Но глаза его светлы и веселы, и он верит в свою удачу - несмотря на то, что хорошего улова не было уже давно. Он часть этого мира и он знает то, что родился быть рыбаком - так же точно, как рыба родилась быть рыбой. 
И вот однажды на его лесу попадается рыба столько крупная, что единоборство с ней превращается в настоящий поединок, подобный подвигам мифических героев... 


Интересные факты (как о книге, так и о Хемингуэй немного).
  1. В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за своё произведение, в 1954 году —Нобелевскую премию по литературе.
  2. Экранизации: 1958 — «Старик и море» — фильм Джона Стерджеса, 1990 — «Старик и море» — телевизионный фильм Джада Тейлора, 1999 — «Старик и море» — мультфильм Александра Петрова, 2012 — «Старик» — фильм Ермека Турсунова.
  3. Виктор Хилл несколько месяцев подряд преследовал Эрнеста Хемингуэя, вымогая у него автограф. Наконец, писатель сдался и собственноручно написал на внутренней стороне обложки: «Виктору Хиллу, настоящему сукиному сыну, который не может понять ответа „нет“».
  4. Хемингуэй застрелился из ружья Vincenzo Bernardelli. Теперь эта модель двустволки так и называется — Hemingway.
  5. Когда-то Хемингуэй поспорил, что сочинит рассказ из шести слов (англ.), который станет самым трогательным из всех ранее написанных. И он выиграл спор: Продаются детские ботиночки. Неношеные (англ. For sale: baby shoes, never used).

Цитаты.
  1. Только я стараюсь не брать в долг. Сначала просишь в долг, потом просишь милостыню…
  2. Счастье приходит к человеку во всяком виде, разве его узнаешь? Я бы, положим, взял немножко счастья в каком угодно виде и заплатил за него все, что спросят.
  3. Теперь не время думать о том, чего у тебя нет. Подумай о том, как бы обойтись с тем, что есть.
  4. Пусть она думает обо мне лучше, чем я на самом деле, и я тогда буду и в самом деле лучше.
  5. Ай! - произнёс старик слово, не имеющее смысла, - скорее звук, который невольно издаёт человек, чувствуя, как гвоздь, пронзив его ладонь, входит в дерево...
  6. Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.


Мой отзыв.
Не прониклась. Не прочувствовала. Была совершенно на иной волне. Меня тяготило все: и размеренность повествования, и затянутость битвы с рыбой, и старость, и непонятный стоицизм в столь обыденной ситуации.
Книга сильная, отлично передающая настрой героя, его терзания, стремления, желания. Финальное разочарование и ощущение всей бессмысленности столь тяжкой борьбы с рыбой глубоко впечатлили. И вновь это веяние безысходности... И постоянное желание, чтобы мальчик был рядом... 
Ооо, как же книга впечатляет! Но такие грустные и подавляющие впечатления... 


Вопросы для обсуждения.
  1. Рассказ "Старик и море" именуется притчей. Согласно Википедии, "При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)". Какое нравственное поучение вы увидели в рассказе?
  2. Символами чего для старика были мальчик и рыба?
  3. Имел ли какое-нибудь значение тот факт, что туристка приняла скелет рыбы на берегу за скелет акулы? 


До 14 апреля читаем: Себастьян Жапризо "Ловушка для Золушки", 1965 г. Детективная повесть.

Комментировать в ВКонтакте

Комментировать в Facebook

10 комментариев :

  1. Старик и море

    Прочитала за пару часов, если не меньше.
    Грустная книга. Очень. «никто не должен в старости оставаться один»
    Жалко старика, который боролся столько времени за эту рыбу и в итоге потерял ее.
    Вообще было страшно читать, что он вот так один в море несколько суток….И мерзенько от описания поедания живой рыбы(((((Бррр….
    Не очень поняла. Что хотел донести автор: что надо бороться до последнего? А в итоге все потеряешь?
    Не понравилось. Вообще.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, читается быстро. И да, очень печально.
    Для меня "нравственное поучение" книги заключено во фразе "Бойтесь своих желаний". Старик был терпелив и стоик, дождался свою большую рыбу... Вот только справится с ней не сумел. Не помог ни богатый опыт, ни выдержка, ни терпение. Возможно помог бы друг, подставил плечо, дал возможность вздремнуть, чтобы восстановить силы. И тут второе поучение "никто не должен быть в одиночестве", неважно ловля ли это большой рыбы или ожидание заката солнца на пороге своей хижины.
    Рыба для старика — это, наверное, весь мир, который каждый день проверяет человека на прочность, вначале предлагая ему что-то в дар, а затем выставляя за него счет. И расплачиваться по этому счету приходится не деньгами, а трудом, терпением и оптимизмом. Главное, чтобы он не оказались последними в твоем "кошельке" души.
    А мальчик — это удача. Иногда она рядом, иногда мы забываем ее на берегу, а когда возвращаемся ни с чем, ее приветствие или даже ее подразнивание может дает силы не опустить руки и поверить, что следующий раз все получится. Если оптимизм мы еще не весь истратили...
    Что касается ошибки туристки, то может быть автор хотел показать, что проблемы и неудачи, которые кажутся нам чудовищными и непосильными, для остального мира абсолютно незаметны и непонятны, и поддержать человека могут только его близкие. Никто не должен оставаться один.
    Главная победа старика несмотря на неудачу с рыбой: он остался в гармонии с природой, с собой. В нем нет злобы, зависти к более удачливым коллегам, ненависти к миру. Но путь к такому "дзену" слишком долгий и не слишком радостный.
    Я сдержанно отношусь к "классике". Не даю оценку "нравится-не нравится", частенько суть спрятана так глубоко, что боюсь не "докопала" :)

    ОтветитьУдалить
  3. Прочитала книгу с третьей попытки. Первая неудачная (2 страницы) была в школьные годы, вторая, чуть более удачная (5 страниц) в студенческие. В этот раз я подошла к процессу серьёзно, подготовилась – посмотрела совершенно замечательный мультипликационный фильм, пойма настроение, свет, цвет, звук и справилась с книгой. Теперь мне очень тяжело отделить впечатления от книги и фильма друг от друга.
    Первое, что хочу сказать, эта книга должна была быть написана хотя бы для того, чтобы Александр Петров создал свой фильм.
    Старик не вызывает у меня жалости, скорее восхищение. Не останавливаться, не сдаваться, бороться вопреки всему, действовать, верить, надеяться и жить. Как же мне хотелось, чтобы он довёз до берега свой улов.
    Ещё мне вспомнился другой старик, тот самый полковник, которому никто не пишет… Совсем другая жизненная философия, хотя результат примерно один.
    С поисками глубинных смыслов и трактовкой символов у меня плохо. Мне кажется мальчик, символизирует продолжение жизни и преемственность поколений. А борьба с рыбой, это скорее борьба с самим собой и борьба за жизнь. Есть ли смысл в этой борьбе, вот это большой вопрос. Смысл есть, а вот результат не всегда и не всегда этот результат оправдывает ожидания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И меня не отпускала ассоциация с "Полковником..."!

      Удалить
  4. Я чуть было не заработала комплексы на этой книге.. Она мне показалась такой "тугой", ну никак не хотела восприниматься! А я же знаю, что столько людей ей восхищаются, столько наград и премий, столько о ней сказано... А мне - ну никак! А сейчас Юля двумя фразами расставила все по-полочкам! Просто и я оказалась не на той волне! Не в это время... Не с теми эмоциями... Кстати, и размеренность..., и затянутость..., и стоицизм... меня тоже тяготили!
    Грустно и обидно стало за стариков... За брошенных, одиноких, борящихся каждый со своей рыбой (бедность, болезни, да, мало-ли у кого какие трудности!) Их, горемычных только затронь в очереди или в транспорте! Они готовы тебе все трудности свои излить! И про соседку-стерву, и про врачей, и про политику... А все потому, что большинство из них гребут на старости лет в своем море, на своем утлом суденышке... И есть у них мальчики (и девочки), но волею судеб они находятся далеко, и рады бы помочь, но не имеют в данный момент времени возможности (время, финансы, расстояние....)
    Для меня лично нравственным поучением этой повести стала мысль, что негоже нам бросать наших стариков в одиночестве... Разговаривать, звонить, навещать, слушать их истории, воспоминания, дарить им свое время и внимание! Это важно! И для них, и для нас! Чтобы потом не корить себя за НЕДО... (недодал, недослушал, недоделал, недосказал...........) Встретилась сегодня с отцом... Поговорили... Стало чуть легче на душе....
    Ну вот... Как-то так...

    ОтветитьУдалить
  5. Прочла пару дней назад, но читала перед сном и не вникаясь.И очень жалею об этом.Буду перечитывать)

    ОтветитьУдалить
  6. Книга понравилась, но вот что писать по этому поводу не знаю. Жаль было старика, который так долго боролся с рыбой, а потом не смог довезти ее целой. Восхищало то, как он и без оружия справлялся с акулами. Понравилось как в конце мальчик сказал, что будет опять ходить в море со стариком, потому что ему многому еще у него нужно научиться. Тронуло то, как мальчик вообще относился к старику, как заботился о нем. Но не поняла, за что эта книга получила нобелевскую.

    ОтветитьУдалить
  7. Я честно начала читать, но поняла, что это что-то грустное и философское, а настрой накануне дня рождения не очень располагает к таким произведениям) Хочется чего-то более оптимистично-жизнерадостного для поднятия настроения!
    Под настроение обязательно прочту!

    ОтветитьУдалить
  8. Печальная притча, что уж тут говорить. Глубокая, грустная... Старость.. у меня почему-то все старики вызывают в сердце какую-то тоску. Даже просто бабушки на улице... Особенно одинокие. Сантьяго вызывал и жалость и в тоже время сильное уважение и гордость! Так бороться...Идти вперед! Мне, находящейся на своем уютном диванчике, было жутко страшно. Как все себе представила... Жуть. Я вообще рыб боюсь))))

    Что я извлекла из этой притчи? Уважайте старость! Не бросайте своих родителей! Помогайте им, будьте рядом! Прям сердце разрывается, когда думаешь сколько одиноких, брошенных стариков! Мальчик, наверное, и знаменует молодость.

    Про скелет акулы: я тоже заострила на этом внимание. Я думаю, что это все-таки символично.

    ОтветитьУдалить
  9. Первый раз прочитала лет 10 назад и ... не поняла... Не поняла, что за ажиотаж вокруг этой книги... Хэмингуэй - великий писатель, но мне было до той поры даже стыдно, что я у него ничего не читала, тем более "Старик и море". Мне она показалась слишком монотонной и скупой на действия. Ну, думаю может "не доросла". Когда увидела в списке Клуба, сначала расстроилась, а потом решила, что наверно стоит перечитать (благо небольшой объем). Читала и удивлялась, где были мои глаза раньше!!! Сколько тут всего!!! Сколько эмоций, чувств!!! Доброта и гармоничное восприятие жизни старика просто восхищает - как он любит все вокруг, все ему братья и сестры, и предназначение он своё знает!!! В на последней странице на глаза навернулись слезы, слезы гордости и восхищения этим счастливым человеком!!! Может быть разница восприятия книги в том, что я просто повзрослела, изменилась, изменилось мое восприятие мира... А может просто в первый раз слишком многого ждала от столь внушительного произведения, даже вернее не того ждала, что получила, а читая во второй раз, зная уже сюжет, смогла прочитать глубже, увидеть то, что не смогла увидеть раньше.
    Так что, кто рассказом не проникся, советую прочитать через пару-тройку лет (а если верить цикличности не менее семи), может он будет для вас уже чем-то другим :))))
    Юлия, иллюстрации подобрала прекрасные, спасибо!!!!

    ОтветитьУдалить

LiveLib