19 октября 2013 г.

61 Книжный клуб: "Бегущий за ветром" Халед Хоссейни

Улетела в теплые края до 4 ноября! Не скучайте! Заказы принимаются, но обработаны будут в начале ноября. Спасибо за понимание. До встречи!

Активнее участвуем в конфетке!! 


Добро пожаловать на очередное заседание Книжного клуба!

До начала обсуждения несколько организационных вопросов.
  1. Почему же читаем книгу до 21-го октября, а статья с обсуждением появляется 19-го? Не переживайте, дорогие участники, спокойно дочитываем до понедельника и обсуждаем в любое удобное время! Я сегодня улетаю с детками в теплые края на 2 недели в погоне за последним солнышком в этом году!! Поэтому график немного корректируется, но не сильно :)
  2. Очень мне понравилась книга, но, к сожалению, принять участие в обсуждении смогу только 4-го ноября. Поддержите друг друга, пожалуйста, в настоящей беседе без меня. Спасибо!
  3. Награждение Горящей книгой переносится с 1-го ноября на 4-5 ноября.
  4. Голосуем на панельке справа за книгу для прочтения в декабре месяце, на время предпраздников и праздников :) 

Ошеломляющий дебютный роман, который уже называют главным романом нового века, а его автора - живым классиком. "Бегущий за ветром" - проникновенная, пробирающая до самого нутра история о дружбе и верности, о предательстве и искуплении. Не согласна я с уже устоявшимися в Интернет определениями романа, как нежный, тонкий, ироничный и по-хорошему сентиментальный. Он совсем не такой... Роман Халеда Хоссейни напоминает живописное полотно, которое можно разглядывать бесконечно. 

В двух словах, Амира и Хасана разделяла пропасть. Один принадлежал к местной аристократии, другой - к презираемому меньшинству. У одного отец был красив и важен, у другого - хром и жалок. Один был запойным читателем, другой - неграмотным. Заячью губу Хасана видели все, уродливые же шрамы Амира были скрыты глубоко внутри. Но не найти людей ближе, чем эти два мальчика. Их история разворачивается на фоне кабульской идиллии, которая вскоре сменится грозными бурями. Мальчики - словно два бумажных змея, которые подхватила эта буря и разметала в разные стороны. У каждого своя судьба, своя трагедия, но они, как и в детстве, связаны прочнейшими узами. 


Интересные факты:
  1. в авторском послесловии Хоссейни упомянул о некоторых автобиографических мотивах в романе: он, как и главный герой, жил в Кабуле, и в раннем возрасте эмигрировал с семьей в США. При этом писатель, вслед за своим героем, тоже приезжал спустя много лет на родину — но уже после написания романа;
  2. в романе не раз упоминается «Шахнаме» — истории из этой книги очень любил Хасан, и даже назвал своего сына в честь одного из персонажей, Сухраба;
  3. в 2007 году Марк Форстер снял по роману одноименный фильм;
  4. Халед Хоссейни, помимо "Бегущего за ветром", написал еще 2 книги «Тысяча сияющих солнц», 2007 г. и «И эхо летит по горам», 2013 г.;
  5. в названии своей книги писатель вспоминает традиционную забаву афганских мальчишек - сражения бумажных змеев. Победить соперников и остаться в одиночестве парить в бездонном синем небе - настоящее детское счастье. Ты бежишь за змеем и ветром, как бежишь за своей судьбой, пытаясь поймать ее. Но поймает она тебя;
  6. роман в 2004 году выиграл премию Exclusive Books Boeke Prize (англ. Exclusive Books Boeke Prize);
  7. в 2005 году роман занял третье место в списке бестселлеров США. В 2009 году журнал The Millions опубликовал списки лучших книг миллениума, и роман вошел в двадцать лучших книг в читательском голосовании (в экспертный список лучших роман включен не был).

Цитаты.
  1. В Афганистане много детей, но мало детства.
  2. Дети - не книжки-раскраски. Их не выкрасишь в любимый цвет.
  3. Из мальчика, который не может постоять за себя, вырастет мужчина, на которого нельзя будет положиться ни в чем.
  4. Просто беда с ними, с откровенными, открытыми людьми. Они думают, что и все остальные — такие же.
  5. Воровство - основа всех прочих грехов. Убийца крадет жизнь, похищает у жены право на мужа, отбирает у детей отца. Лгун отнимает у других право на правду. Жулик забирает право на справедливость. Нет ничего презреннее воровства.
  6. Для тебя хоть тысячу раз подряд.
  7. Поразительно, при каких обыденных обстоятельствах на человека нисходит прощение. Ни торжественного настроения, ни молитвенного экстаза. Просто клубок боли, копившейся столько лет, вдруг сам собой тает и исчезает в ночи.
  8. Ты бежишь за ветром, как бежишь за своей судьбой, пытаясь поймать ее. Но поймает она тебя.
  9. Обрести и вновь потерять всегда больнее, чем не иметь вовсе.
  10. Давать обещания детям – дело опасное.

Мой отзыв.
Как я уже упомянула выше, бытующее в Интернет мнение, что этот роман нежный, тонкий, ироничный и по-хорошему сентиментальный, считаю совершенно, категорично, без сомнений неверным. Он грубый, жесткий, не щадящий никого, обезоруживающий и, что ужасает больше всего, правдивый...
Неизвестный миру автор, тема Афганистана - роман изначально был обречен. Однако, как говорилось в книге, сильный молодой организм победил. И не просто победил, а покорил миллионы читателей по всему миру.
Книгу я проглотила за 1 день, последние страницы дочитывала на автомойке (так уж вышло, всегда там читаю :)). Немного шальной, плачущей за книгой девушкой,  посчитали меня бравые молодцы. Мягко говоря :) Но заметила я это только после того, как дочитала. 
Роман выбил из жизненной колеи... Заставил переосмыслить свое поведение в целом и отдельные поступки в частности.  Заставил не просто взглянуть на чудовищную судьбу Афганистана, а вглядеться в нее. Заставил бесконечно ценить спокойствие и благополучие нашей жизни. 
Эти крутые повороты в книге просто разбивали меня: происшествие с Хасаном в переулке; подброшенные под подушку Хасана деньги и часы; начало войны; смерть Бабы; известие о том, что Амир и Хасан братья; смерть Хасана и  его жены; нищий, продающий свой протез; детский дом;  Сохраб в качестве обезьянки; попытка самоубийства Сохраба... Каждый поворот ввергал в замешательство, пугал от неожиданности. Халед совершенно не готовил к предстоящим событиям и без предисловия ставил перед ужасающим фактом. Тем самым показывая нам, как злая судьба без предупреждения врывается в жизни людей.
Очень понравилась прорисовка образов: нету у автора "средних" образов. Есть только жутко плохие, гнилые насквозь и безвозвратно и идеально правильные, добрые, честные. Один Амир показан переродившимся, осмыслившим, искупившим вину.
Огромный плюс этой книги, что она проникает очень глубоко и остается в памяти навсегда. Огромный минус этой книги, вытекающий из плюса, что на ее фоне практически вся остальная литература кажется пресной, вялой, неактуальной и поверхностной. 


Вопросы для обсуждения.
  1. Сегодня у меня нет вопросов - только чувства. Чувства, переворачивающие наизнанку.
  2. В конце ноября будем читать второй роман Халеда Хоссейни "Тысяча сияющих солнц". Согласны?


Анонс предстоящих событий.
4-5 ноября. Вручение почетной Горящей книги самому активному участнику Клуба за октябрь месяц. 

До 5 ноября (2 недели) читаем «Убить пересмешника» (1960 г.) Харпер Ли. Роман американской писательницы написан от лица восьмилетней девочки и рассказывает о жизни скромной семьи Аттикуса Финча. Действие романа происходит в 1935 г. в маленьком американском городке.
 


Комментировать в ВКонтакте

Комментировать в Facebook

61 комментарий :

  1. Я прочитала этот роман два года назад, в этот раз не перечитывала, так как хорошо его помню, но цитаты тогда не выписывала) так что без них.
    Сказать, что меня ошарашил роман - ничего не сказать. Сразу же после него я прочитала Тысячу сияющих солнц, который меня вообще потряс, и эта книга прочно заняла место номер один в моем топе. Это самая потрясающая вещь, которую я читала. Так что на вопрос Юли, читать ли ее в конце ноября, однозначно отвечаю ДА, читать!!!!Всем, обязательно! (я, наверное, уже всем уши прожужжала и надоела этими рекомендациями Хосейни, но что поделать. мне очень хочется, чтоб эти романы прчитали все)))
    Это было отвлечение)Не могу не говорить о моей любимой книге) Но обсуждение все же Бегущего за ветром))
    Итак, этот роман оставил глубокий отпечаток в моей душе. Страшно было читать то, что это жестокая действительность имеет место быть в странах ближнего Востока. Страшно было читать о неоднократных предательствах Амира, до слез было жалко Хасана за его страшную судьбу. Не передать, насколько меня потрясло, что он, даже видя мелочные поступки Амира, все равно продолжал любить его. До последней минуты. А я так надеялась, что он останется жив....
    Амир, даже после его так называемого перерождения и переосмысления, не стал у меня вызывать хоть каких-то чувств симпатии.
    Вывод, который я вынесла из книги: ценить нашу жизнь, наше счастье и наше благополучие.
    Когда я еще училась в школе, к нам в 10 классе пришла новенькая девочка, они семьей переехали из Афганистана. Она была такая молчаливая, ни с кем первая не заговаривала, но всегда улыбалась) и была очень дружелюбная. ее семье удалось сбежать из Афганистана. Надеюсь, что у них все здесь сложилось хорошо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, спасибо тебе!!! Я же от тебя впервые услышала имя Халеда Хосейни, когда ты порекомендовала его в моей Библиотеке.
      Да, после прочтения особенно начинаешь ценить нашу жизнь. Вот расстраиваемся по пустякам - а это ведь такие мелочи! Надо просто ценить, что у нас есть крыша над головой, и пули рядом не свистят, и есть еда и тепло, все живы и здоровы. А все остальное - такая ерунда...
      Хасан - да, меня тоже потрясла его преданность. Хотя Амира я все равно осуждать не могу... Хоть и натворил он делов...
      Кстати, у меня у подруги на работе девушка из Афганистана есть, она как раз подруге посоветовала почитать Халеда Хосейни:)

      Удалить
    2. Я бы даже сказала, что книга не только учит ценить жизни, но и вообще очень многому учит. Столько граней, столько моментов.
      И жутко все это, на что только не способны люди. И как хорошо, что нас это не коснулось в такой степени. И жаль, что отдельные примеры все же есть.И как важно не допустить повторения истории.
      Так что Вика ты очень правильно всем уши прожужжала.

      Удалить
    3. Я вот тоже, как и многие, после прочтения книги оценила свою жизнь. Задумалась: вот я ною, что не выспалась, простыла, диван не могу выбрать, устала на работе... Блин, но это же все такая ЕРУНДА! Так часто замечаю плохое вокруг, а вот хорошее нет! А на улице солнышко)))) и листья так красиво кружатся))) И все будет хорошо!

      Удалить
    4. В точку, Наташа! Мне кажется, это одна из ценностей подобных книг, после прочтения очень хочется радоваться жизни!:)

      Удалить
    5. И не говори)))) Я теперь, если в голову опять негатив или нытье заберется, говорю себе - стоп и вспоминаю, что где-то и у кого-то бывает гораздо хуже!

      Удалить
  2. И Хорошего вам путешествия и отдыха, Юль)

    ОтветитьУдалить
  3. Эта книга ко мне в руки попала по рекомендации почти год назад. Мой первый отзыв вот ЗДЕСЬ.
    Спустя год я на нее смотрю чуть по-другому, особенно сейчас, когда дочитываю второй роман автора (не буду открывать карты заранее).
    Х.Хоссейни суграл на струнах души как искусный музыкант. Раз - и ты ощущаешь всеми конечностями, на сколько безжалостны дети. И это не только афганские дети, а все дети, которые нас окружают. Найти слабея себя и показать "кто в доме хозяин". Два - и ты понимаешь, что самый страшный суд - это твоя совесть, от нее нельзя убежать, ее нельзя обмануть. Ответственность за совершенное тобой ты будешь нести всю жизнь. Простить себя труднее, чем другого человека. Три - смотри не глазами, а сердцем.
    Мне кажется: талант автора в том, что описав знакомую ему афганскую жизнь, он зацепил каждого человека. Каждый из нас нашел, над чем подумать, какие сделать выводы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, как хорошо написано! Согласна с каждым словом.
      Дети жестоки, это точно. Хорошо, что для большинства жестокость все же остается в детстве, и вырастают они нормальными людьми.

      Удалить
    2. Да, Надежда, к годам 18 у них это проходит, и это не может не радовать.

      Удалить
    3. Главное, чтобы прошло и они не остались Асефами. А книга цепляет потому, что в целом проблемы касаются всех и каждого, за исключением разве что специфически афганских.
      Оля, очень уж точно ты все раз-два-три подметила. Нет худшего судьи чем слбственная совесть и так замечательно, когда она в принципе есть и ее голос настолько силен, что заставляет нас вопреки трусости, лени и эгоизму поступать правильно.

      Удалить
    4. Да, жестокость детей так часто встречается... Сама лично с этим столкнулась(((

      Удалить
  4. Книга оказала глубокое впечатление, в ней столько всего! Любовь и беззаветная преданность, честность и благородство, муки совести и искупление, искренняя любовь к родной земле и традициям - а на оборотной стороне война, разрушение и страдания, самая страшная мерзость и жестокость человеческой природы.
    Я, стыдно признаться, не особо знала, что там в Афганистане творится, знаю, что война, что изначально советские войска туда вошли... Эта книга все расставила по местам и открыла мне глаза на эту страну. Как жутко, что каких-то 40 лет назад Афганистан был нормальной страной, где были магазины и кино, неоновое освещение, люди смеялись, бегали дети, а тут - бац! Вошли одни войска, другие, третьи, страна в развалинах, нищете, по уровню развития превратилась в средневековье, и, что самое страшное - абсолютно неизвестно, когда все это кончится... А ведь, в принципе-то, это может случиться в любой стране, никто он этого не застрахован.
    Амир... Как же чудовищно тяжело и больно всю жизнь носить в себе тяжесть греха! Не могу его осуждать за детские поступки, как писал Амиру Рахим-хан: "не осуждай себя, ты был ребенком.."
    Хасан... Удивительный человек, какая-то невероятная преданность, готовность жертвовать собой...
    Баба... Суровый, жесткий, со своим грехом и искуплением человек, но у меня стоит перед глазами сцена, когда они на грузовике бежали из Афгана, и советский солдат требовал женщину в качестве платы за проезд - а Баба вступился, готовый умереть за честь незнакомой женщины. Я вообще считала, что в мусульманском мире женщина - практически пустое место. Оказывается, надо четко различать шариат и "нормальных" мусульман.
    Жуткие сцены изнасилования Хасана, казни двух людей в перерыве между футбольными таймами, философия этого чудовища Асефа - не могу не поражаться, до какой мерзости может дойти человек, где здесь грань между распущенностью, вседозволенностью, ощущением своего всевластия и психической неуравновешенностью? Мне кажется, такие люди, точнее, нелюди - просто ненормальные, у них какие-то искривления в мозгах. Ни один зверь не убьет другого зверя ради развлечения или "высокой цели", ПОЧЕМУ же человек способен на это??? Причем так было испокон веков, вспомнить фашистов, инквизицию, и так, наверно, будет всегда... Жуткие демоны человеческой психики...
    Ладно, на эту тему можно говорить практически бесконечно.
    Что понравилось - любовь, теплота, нежность, ну и горечь, конечно, с которыми автор описывает родную страну. Иногда, конечно, доходит до маразма, но меня всегда восхищало, как свято чтут на востоке традиции.
    В общем, книгу читать однозначно стоит. Да, больно, страшно, порой хочется закрыть глаза... Прочитала за три дня, если б не работа, домашние дела и сон, то прочитала бы намного быстрей, конечно. Оторваться было просто невозможно.
    Одна из самых потрясших меня сцен - попытка самоубийства Сохраба, когда Амир молился давно забытому Аллаху в больнице - я просто ревела, читала на работе в обед, хорошо в кабинете больше никого не было.
    Тысячу сияющих солнце читать буду обязательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, тяжело судить о стране по одной книге, но такие страны как Афганистан вообще трудно назвать нормальными. Они всегда жили по своим законам. А если еще и вникнуть в это все, то даже до войны у них принцип жизни не совсем понятен нам. Мы из другого теста: ни плохого, ни хорошего, просто из другого.
      "Тысячу..." читать надо обязательно. В ней еще больше можно узнать о стране до войны и после нее.
      Но мне кажется, автор все-таки делал упор на психологии характеров.

      Удалить
    2. Оля, я согласна, описание страны и войны в этой книге идет фоном... "Тысячу" обязательно буду читать, я подозреваю, что она такая же, мммм... жесткая, скажем так? Я читала Мемуары Принцессы, про судьбу женщин в Саудовской Аравии, и это просто... кошмар...

      Удалить
    3. В истории Афганистана сам черт ногу сломит, в современной особенно. Меня вот смутило, что до свержения монархии, общество хоть и было традиционной направленности, но какое-то проамериканское что ли. Хотя и Советы не лучше, по сути начхать всем было на страну, каждый отстаивал свои интересы в регионе. А страдали простые афганцы далекие от политики. В конце-концов состоятельное население, кто хотел, тот уехал.
      А насчет героев у меня четкое ощущение, что все кроме Амира, какие-то либо слишком белые, либо совсем уж черные.
      Вот такие книги как раз стоит читать, чтобы посмотреть изнутри на страну, о которой ничего по сути не знаешь. И самое главное не мерять ее своими ценностями, просто понять, что они не такие как мы. И то что для нас маразм, для них свято чтимые традиции.

      Удалить
    4. Согласна, Катя, что не нам судить о правильности поступков людей, чей уклад жизни с нашим не сравнить. И можно долго рассуждать о роли Советов в судьбе Афганистана.
      Мне кажется, что автор специально всех героев книги разделил на черное и белое, чтобы полнее ощущать контраст.

      Удалить
    5. На то она и литература, чтобы показывать контраст, где как не здесь. Хотя мне больше интересны личности разных оттенков серого. Многогранные, с двойным дном.

      Удалить
    6. Надя, "Тысяча.." совсем не такая, как "Мемуары принцессы". Она совершенно другая. Она....живее, что ли. Больше чувствуешь судьбу девушек, больше переживаешь...ПРочитаешь, поймешь о чем я. Жесткая - да, душу выворачивает - да, с ног сбивает - да. Но , несмотря на это все, она очень душевная. Читать обязательно!))

      Удалить
    7. Вика, спасибо за объяснение! Жду-не дождусь, когда мы будем ее читать!

      Удалить
  5. Я начала.... бросила... просто не смогла. Это так ужасно, так тяжело, хотя пожалуй это надо знать, но слишком тяжело читать.....и ещё я боялась, что дальше будет ещё хуже и со страхом переворачивала страницы, наверное поэтому и не смогла прочитать, уж простите....

    Девочки, а тысяча сияющих солнц о чем???

    Юль, хорошо вам отдохнуть:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, надо дочитать обязательно. Книга оживляет мозг, хотя и оголяет чувства.
      "Тысяча сияющих солнц" тоже об Афганистане. Но в ней рассматривается судьба женщины в разных афганских семьях.

      Удалить
    2. Аня, отложи на время, соберись с мыслями, силами, возможно подожди, может чуть позже. Книга играет на эмоциях, но это и самое замечательное в ней. Очень полезно задействовать свои эмоции. Пусть проявляются, слезы несут очищение. Как сказала моя подруга, которая одновременно с нами читала роман - книга грустная, но очень душевная. Да, грустного много, но в итоге остается очень светлое чувство. Попробуй еще раз, может быть сейчас просто не совсем тот момент. И ничего не бойся.

      Удалить
    3. Да, по нашей жизни посмотришь новости, как сами родители над своими детками издеваются, и без войны, а дети беззащитные совсем.... так блин и жить не хочется, поэтому стараюсь ситать что-нибудь более позитивное..... но может правда попробую позже.....

      Удалить
    4. Аня, это точно, я вот поэтому новости не смотрю совсем :(

      Удалить
    5. Не люблю всякие новости из серии, вчера сбили/убили/замучали и так весь выпуск. Есть у нас такая передача "Зона Х", по утрам показывают, а потом хоть на улицу не выходи. Я и так знаю, что жизнь страшная штука, зачем каждое утро портить?!

      Удалить
    6. Аня, я тоже с трудом читала... Начинала, останавливалась, бралась за книгу полегче. Но потом втянулась...

      Удалить
  6. О книге я не знала ничего, чем бурлит интернет не слышала и вообще оказывается я больше в курсе событий кинематографических, и то с натяжкой. Единственной что я знала – девочки из нашего клуба не хотели читать о том как издеваются над детьми. Я конечно люблю освещение остросоциальных вопросов, но издевательства над детьми это наверное чересчур, подумала я. Но психика у меня стойкая и книгу хвалили, поэтому читаем без разговоров.
    Я проплакала всю книгу, ну т.е. не совсем всю и не то чтобы проплакала, приходилось сдерживаться, во-первых люди в метро не поймут, во-вторых слезы мешают читать. И плакала я по всем. По Хасану такому чистому, открытому и до конца верному, по Амиру запутавшемуся и не способном найти прощение, по Бабе и Рахиму, по Сохрабу, по Санаубар и по Афганистану.
    Я ребенок середины 80-ых, когда СССР выводил войска из Афганистана, все мои интересы сводились ко сну, еде и играм, а самой большой бедой был вечно разбитый лоб. Все что я позже узнала об Афганистане, это что злые маджахеды убивали наших парней пачками, с войны вернулось множество травмированных физически и психически, в моем городе есть остров Слез с памятником воинам павшим, выполняя свой интернациональный долг, мой дядя был военным летчиком в Афгане и никогда об этом не рассказывает. Пока я читала, мой мир переворачивался с ног на голову, я никогда особо не интересовалась подробностями конфликта, но тут просто все мои жидкие представления были разрушены на корню. Я подошла к папе и спросила: «Папа, почему Советский союз начал войну с Афганистаном?» Конечно не все так однозначно, как представлялось мне, но и книга дает только одну сторону медали, но из двух половинок уже складывается целое. Так книга заставила меня задуматься об истории Афганистана. Практически такая же история несколько лет назад приключилась у меня с Кубой.
    Я не люблю дискриминацию, любую дискриминацию, по любым признакам, будь то национальность, цвет кожи, религия или сексуальные предпочтения. Нельзя развешивать на людей ярлыки, только потому что они принадлежат к той или иной группе. Но видимо в каждой стране есть такая народность, которую все гнобят, а для тех кому такой народности не досталось всегда есть евреи. Как же страшно, что ненависть настолько укоренилась в людях, в такие моменты понимаешь, что значит выражение «впитать с молоком матери». Сколько раз в романе показывалось, что даже хорошие люди относятся к хазарейцам как к мусору. Вот что страшно, страшнее только фанатики. И тут уже не важно фанатики какой религии, ислам на самом деле одна из самых миролюбивых религий. Всего-то нужен неглупый харизматичный лидер и вот вам уже идеи расового превосходства, священная война и тому подобное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я благодарна Хоссейни за Амира, он просто человек, нормальный такой, самый обычный человек, таких миллионы. Он вроде и не плохой, но способен на ужасные поступки. Все зависит от выбора, который ты сделаешь. Ему достался не самый легкий, но каждому из приходится выбирать то, от чего в дальнейшем будет зависеть наша жизнь. И столько сил нужно порой, чтобы сделать правильный выбор. Я далека от того, чтобы осуждать его, скорее я ему даже симпатизирую, в конце-концов он выбрал то, что принесло мир его душе. Самое интересное, что сначала я его жалела, потом недоумевала, потом злилась, когда ожидала от него правильных книжных поступков, а автор заставлял его поступать как в настоящей жизни. Потом опять жалела. Так же менялось и мое отношение к Бабе, только начинала я со злости за его отношение к сыну.
      Это книга наполнена эмоциями до краев, и я не буду писать об отношениях между героями, отношений в книге много. Скажу лишь что книгу стоит прочесть, она не об издевательствах над детьми, она о судьбе Афганистана, об афганцах, которые оказывается не только маджахеды и талибы, о дружбе, о многом. Она стоит того, чтобы ее читали, она о жизни в конце-концов.
      P.S. И немного, самую капельку дегтя. Мне показалось, что эпизод с дракой Амира и Асефа, а так же тот факт что Амир и Хасан оказались братьями (хоть я что-то такое и подозревала) как-то уж очень отдает индийскими фильмами. Но оно и ладно, Индия ведь не так далеко, да и книгу это нисколько не портит.

      Удалить
    2. И да, второй роман Хоссейни читать обязательно будем.

      Удалить
    3. Катя, да, отдает немного индийским фильмом:) Как-то для меня немножко неправдоподобно прозвучало - когда Амир с Сохрабом так ловко убежали от Асефа, мне кажется, в реальности их должны были догнать через полчаса.
      Но... можно считть это милостью Аллаха:) Книгу это действительно не портит.
      Я, кстати, тоже по прочтении книги расспрашивала папу, что вообще представляет собой Афганистан и с чего началась эта война. Все как обычно, из-за чего и все войны :( Власть и деньги :(

      Удалить
    4. Надя, я все ждала, что за ними в погоню бросятся, будут стрелять. Вчера посмотрела трейлер к фильму, и там по ним как и стреляли люди Асефа.
      Все войны из-за денег, чтобы там кто ни говорил. В итоге все из-за денег и власти, которая приносит деньги в том числе.

      Удалить
    5. Да, момент с побегом оказался такой прям...книжный))) Немного неправдоподобный) Хотя, чего только не бывает....

      Удалить
  7. А еще книга заставила меня в очередной раз задуматься об отношении к людям восточных национальностей в нашей стране. Это же та же дискриминация. У нас два лагеря - те, кто говорят, что гнать надо всех этих "черных", и тех, кто говорит, что все зависит от человека, и нельзя всех мазать одной краской.
    С одной стороны, кавказец, который неделю назад зарезал в Москве русского парня... А с другой стороны, у нас на работе таджики работают - чудесные люди! Невероятно честные, работают днями и ночами, чтобы отослать деньги своим семьям, на прошлой неделе традиционно угощали нас пловом в честь куйрам-байрама...
    Как сказала моя подруга - мне не хотелось бы в своей стране видеть СТОЛЬКО нерусских лиц, но когда общаешься с ними поодиночке - это милейшие люди...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чего бы там кому не хотелось, но это общемировая тенденция. Сейчас все и везде, особенно в столицах, а в такой многонациональной стране как Россия даже из-за границы никому приезжать не надо, все свои. Самое страшное в этой ситуации, что когда борцы за чистоту этническую начинают крошить всех подряд, под руку попадаются не те преступные элементы, которым в принципе давно в тюрьму пора, а самые обычные мирные люди, которые никому ничего не сделали.
      В таких делах, когда кавказец убивает русского я всегда думаю, почему не поднимают похожую бучу когда русские убивают русских, где лозунги Россия для хороших людей, долой убийц и воров. Хотя конечно понятно почему не поднимают. Вот вам политика и власть и деньги.

      Удалить
    2. Не только русские сметают с лица своей страны всех "черных", было время, когда люди бежали из восточных республик, где русских и днем и ночью насиловали, резали, пытали все те же "черные". Так и хочется сказать: "А чего теперь-то возмущаетесь?"
      Я человек толерантный и в нашей республике не происходят такие ужасы, как в России.

      Удалить
    3. Согласна с Олей. Непонаслышке знаю про Чечню и Грозный довоенного времени. Русских там ненавидели. И если ты не говоришь по чеченски, то с тобой вообще говорить не будут. В магазинах даже ничего не продавали, если по русски просишь.
      Люди кавказской национальности стали очень нагло вести себя в Москве, поэтому народ уже и бунтует против них. А от азиатов меня в дрожь бросает, когда я по улице с ребенком иду. Хотя я год работала в компании, которая занималась дорожными работами. Там одни таджики. Все очень милые люди, со всеми были дружеские отношения. В общем я за национальность...но в своих странах))) Правда, невозможно уже ходить по городу, где русскую речь слышишь реже, чем иностранную........

      Удалить
    4. Да, у нас пока в этом плане спокойно.

      Удалить
    5. Надюш, у нас тоже на работе узбеки и таджики работают не покладая рук! И нормальные люди.)))

      Но вот на улице когда иду, я боюсь их...

      Удалить
    6. Мне кажется, что разжигание этих страхов реальных и мнимых в основном политические игры. Кому-то надо, чтобы эта вражда и этот страх поселились в людях. Может конечно это и теория заговора, но с помощью прессы умеючи можно очень продуктивно направлять людские массы в нужное русло.

      Удалить
  8. Девочки, какие у вас отзывы интересные, развёрнутые. Эх, я так не умею. Книга «Бегущий за ветром» вызвала у меня очень противоречивые чувства. С одной стороны, меня приятно удивил хороший слог. Но поразило, как с такой лёгкостью можно писать о таких ужасных тяжелых вещах. Амир мне глубоко неприятен и дело не в его детских проступках. Ему в принципе, очень везло по жизни, учитывая внешние обстоятельства. Он с отцом сумел выехать в США и его жизнь там сложилась, во многом благодаря отцу. Он получил образование, создал семью, смог занятся любимым делом. Ему удалось провернуть «операцию» по спасению Сохраба, он серьёзно пострадал, но остался жив и сумел выехать из Афганистана. Но когда вопрос с опекой над мальчиком не был ещё решен и далеко не все варианты были испробованы, у него хватило ума сказать Сохрабу, что ему придётся пожить в приюте. Мол, это самый простой способ вывезти его в Америку. А ведь единственное о чем просил его этот мальчик, спасший ему жизнь, это не отдавать его в приют. Вот этого я Амиру простить не могу. До этого эпизода роман мне нравился…

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, слог мне тоже понравился, хорошо написано. Насчет легкости... Может, об ужасных вещах и надо писать с такой легкостью? Иначе вообще невозможно читать будет, я и так прорыдала полкниги:)
      Мы опять разделились на два лагеря:) Те, кто терпеть не может Амира, и те, кто ему симпатизирует:)
      Поступков мерзких он, конечно, много совершил... Так, мне кажется, чаще всего и бывает - кто растет в тепличных условиях, тот ни к чему не стремится, всего боится... Пробиваются, такие как Хасан, с детства привыкшие к унижениям. Точнее, многих из них поглощает среда, но если и пробиваются - то именно они, выросшие в тяжелых условиях.
      Когда Амир сказал Сохрабу насчет приюта - в общем да, мог бы и промолчать и подождать, когда испробуют все варианты. Ну не подумал человек:) Хотя вообще мне кажется, Хосейни специально так завернул, чтобы ввести сцену попытки самоубийства мальчика и усилить трагизм происходящего. Чем дальше к концу, тем больше у меня возникало ощущение индийского фильма, о котором Катя писала выше. Немножко перебор, на мой взгляд.

      Удалить
    2. Надежда, про индийское кино Катя точно подметила. Перекрутил немножко Хоссейни сюжет или недокрутил. Эти слова можно было бы понять после того как все остальные возможности были испробованы. А ведь в итоге всё разрешилось парой телефонных звонков (и опять без непосредственного участия Амира).
      Согласна с тобой, что чаще пробиваются такие как Хосан, те которые вопреки, а не благодаря.
      Ещё меня покоробил образ Америки созданный в книге. А ведь американцы приложили свою руку к ситуации в Афганестане и не самым красивым образом. Поддерживали маджахедов финансами и оружием и началось это до ввода советских войск...

      Удалить
    3. Ну да, чувствуется какое-то несоответствие... Как будто именно для красоты сюжета сказано.
      Оксана, у меня вот тоже на протяжении чтения возникал вопрос: как себя чувствует афганец Халед Хосейни, будучи американским гражданином в современной политической ситуации? Страна, давшая ему пристанище после бегства из Афганистана, продолжает разрушать его родину... Жутко.

      Удалить
    4. Оксана, главное, чтобы отзыв был :) любой степени развернутости, на какие-то книги сложно написать что-то развернутое, одни эмоции и впечатления. А о чем-то тянет поговорить подробнее.
      Вот-вот, к концу автора чувствуется немного понесло. Хотя сцена в больнице, когда Амир молится, стоила того. Думаю Хоссейни хотелось об очень многом рассказать и героя своего как-то реабилитировать, и к счастливому концу как-то свести, вот и пошел Болливуд.
      А насчет американского врача из Афганистана и описанного им героя, то тут очень хорошо Амиру сказали: А видел ли ты настоящий Афганистан из-за ворот отцовского дома? Очень хорошо рассуждать о судьбах мира, сидя на лужайке благополучной и далекой Америки. Не хотела об этих своих мыслях писать, но раз уж пошло на то. Не скажу что было бы правильно, и вообще возможно ли альтернативное развитие событий. Но сбежать со своей Родины и издалека рассуждать как же это мои соотечественники довели ее до такого состояния, это как-то не знаю - лицемерно что ли. Эти соотечественники не смогли или не захотели уехать, умирали, выживали, делали, что могли, пока ты получал образование и создавал семью. Понятно, что один человек ничего не может, и мне опять же издалека легко судить о ситуации в которой я никогда не была и дай-то Бог не окажусь, ни я, ни мои дети и внуки. Но так хочется верить, что люди объединившись способны на многое.
      И еще один момент касательно Америки, ну это конечно мое совершенно субъективное ощущение, но Афганистан до войны это какое-то подражание Америке. И вестерны, и кока-кола, и джинсы. Я глубоко внутри думаю, что как-то уж чересчур США вмешивается в чужой быт. Есть самобытная страна, далекая от запада, а ее берут и перекраивают под "счастливую модель", может и не было бы ввода Советских войск, и не случилось бы Талибана, если бы Америка не влезла со своим уставом. Но это повторюсь только мои смутные ощущения, которые роились в голове во время чтения.

      Удалить
    5. Вот меня тоже возмутил поступок Амира о приюте. Честно говоря, ничего "индийского" здесь не увидела, но увидела в очередной раз его трусливый нрав и какую-то немужественность. Что ни говори, Амир у меня вызывает только неприязнь.
      Кстати, благодаря Юле я узнала, что есть такой фильм и посмотрела его))))

      Удалить
    6. Кстати, как фильм-то??? Отличается от книги? Хороший? Тоже посмотреть хочу!

      Удалить
    7. Что ж вы так на Амира накинулись, человек никогда с детьми не общался, и примера рядом никакого не было, он писатель, избитый до полусмерти, гражданин благополучной страны, выросший с отцом. Откуда ему знать как обращаться с сиротами, что обещания данные детям надо держать. Если бы не последовавшая попытка самоубийства, эти его слова не так бы остро воспринимались. И это еще спасибо, что дядя у Сораи такой чудотворец, а так вот и что ему делать.

      Удалить
    8. У меня скорее к автору претензии, а не к Амиру лично, тем более, что он вымышленный персонаж. У меня ощущение, что концовка романа несколько смазана. Ощущение, что Хоссейни или очень устал или торопился. Я ведь понимаю какого эффекта он хотел добится, но как-то не убедительно. А по-поводу американской внешней политики, не могу не согласится, слишком легко они вмешиваются в жизнь независимых государств.

      Удалить
    9. Насчет смазанности концовки, да, мелькала такая мысль. Спишем на неопытность автора. Все-таки выдержать весь роман в одном темпе не так-то легко.

      Удалить
  9. А я еще не дочитала... Не выходит у меня быстрое чтение этой книги, читаю понемногу и наслаждаюсь. Комментарии не читала, ознакомлюсь с ними, когда книгу прочту. Ну и мнение свое напишу. Хотя, у меня наверняка будет в моем блоге еще и пост о ней опубликован... Ссылку поставлю сюда, если Юля не против.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня интересные книги медленно читать не получается. Могу за полночь засидеться читая. Но в медленном чтении определенно есть своя прелесть. Иногда так хочется чтобы книга не заканчивалась. Я так "Песнь льда и пламени" читаю - медленно, по одной главе.
      Пока Юли нет, мы тебе разрешаем любые ссылки :)

      Удалить
    2. "Пока Юли нет, мы тебе разрешаем любые ссылки :)" - повеселило:)))))))))))))
      Я тоже, если книга захватывающая, оторваться от нее не могу и прочитываю очень быстро:) "Убить пересмешника" осталось страниц 20, эх, жаль, не успела в обеденный перерыв дочитать, теперь ждать до вечера:)

      Удалить
    3. Я "Убить пересмешника" помню проглотила очень быстро. Читается вообще легко.

      Удалить
  10. Вот я и дочитала эту книгу. Скажу честно, читала долго и сложно. Книга сильная, ничего не скажешь. Да, она произвела на меня неизгладимое впечатление. Но очень тяжело было читать. Слишком уж я впечатлительная.
    Сильно, страшно, жестоко, жутко и очень-очень грустно… Жизнь как она есть, без каких-либо прикрас… По мере чтения меня переполняла невыносимая жалость и чувство непоправимости. Я ничего не знала про Афганистан (мне очень стыдно)… Я сама себе напомнила страуса. Страшно знать, что в мире, где-то, творится ТАКОЕ! Зато после прочтения я благодарила Бога, что у нас в жизни все хорошо! И это важно: ценить свою жизнь! Здесь и сейчас… Захотелось поглубже вдохнуть и оглядеться вокруг!
    Во многих местах книги я не смогла сдержать слез. Особенно, когда Амир молился в больнице. Ох… И в конце…
    Амир… неоднозначное у меня к нему отношение. Не скажу, что прям уж он вызвал у меня отвращение. Он был наказан: наша совесть – наш судья… Никуда от нее не деться, не убежать. И эти муки страшны! Он трус, но таких людей много, слишком много.
    А Хасан… как же жестока его судьба! И его преданность Амиру вызывает огромное уважение!
    Еще я в очередной раз задумалась о дискриминации… Как же все несправедливо!

    «Ты бежишь за ветром, как бежишь за своей судьбой, пытаясь поймать ее. Но поймает она тебя» - очень правильно и верно сказано.

    Роман Халеда Хоссейни "Тысяча сияющих солнц" тоже буду читать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, у меня такие же эмоции:( И про страуса ты очень хорошо написала:) Я такой же страус - ничего толком не знала про Афганистан:(
      И я тоже плакала, когда читала про больницу, и вообще всю последнюю треть книги.
      Да, книга очень сильная и столько эмоций, чувств и мыслей вызывает!

      Удалить
    2. Мне вот кажется что таких как Амир абсолютное большинство, потому что сейчас любой смелый поступок как сенсация. Хотелось бы чтобы трусость стала новостью, на не благородство.

      Удалить
    3. Да, Катя, да... Абсолютно с тобой согласна! Увы, но это так!

      Удалить
  11. Вот и я дозрела написать какой-никакой, но свой отзыв.
    Честно говоря, после предварительных обсуждений ожидала, что книга окажется намного сильнее. Вот оно, свойство фантазии - если бы я не читала какие-то отзывы до прочтения, книга бы произвела гораздо большее впечатление.

    Амир.. а что Амир? Мальчик, за которого все решает Баба. Его отец скоро умрет - Амира волнует, как он будет без него. Может, и не только это его волнует, но мне запомнился именно этот момент. Обычный ребенок, даже в 20 лет - инфантильный, немного трусливый, мучающийся угрызениями совести. Не скажу, что я его сильно осуждаю, но и симпатии особой он во мне не вызывает. По-моему, он повзрослел лишь в конце книги, когда помогал Сохрабу запускать змея)

    Гораздо больше мурашек по коже от описания послевоенного Афганистана - особенно от приюта, где он искал мальчика... ужас просто. Я после этого прочла пару статей про историю Афганистана, талибов, и что сейчас там творится. Вроде бы была нормальная страна, развивалась как-то, люди жили, и вроде иногда даже неплохо.... и в один прекрасный день все закончилось. И это не кино. Вот что самое ужасное

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да, я тоже об этом говорю, Амир такой вполне обычный, среднестатистический человек. Читаешь, ставишь себя на его место, и понимаешь, что все эти мои "ну зачем же он так, надо было вот так, так правильно" ничего не значат для реальной жизни. Чтобы поступать всегда правильно нужно быть чуть больше чем среднестатистическим человеком.

      Удалить
    2. Да, очень точно подмечено...

      Удалить

LiveLib