19 августа 2013 г.

20 Книжный клуб: «А зори здесь тихие...» Борис Васильев

Внимание: спойлер.
Добро пожаловать на  заседание Книжного клуба! Теперь у нас есть своя страничка!

Сегодня мы обсуждаем наверное самую больную и глубокую проблему всего человечества. Война.


В 1969 году вышла самая знаменитая книга известного русского писателя Бориса Львовича Васильева - повесть "А зори здесь тихие...", одно из наиболее искренних и проникновенных произведений о Великой Отечественной войне. 
Борис Васильев - А зори здесь тихие...

Сюжет. Историю пятерых девушек-зенитчиц, во главе со своим командиром - старшиной Васковым - вступивших в неравный и смертельный бой с немецкими диверсантами, отличают психологическая достоверность и выразительная лаконичность авторского стиля, которые превращают рассказанный в повести фронтовой эпизод в высокую трагедию. В мае 1942 года на отдаленном разъезде пять девушек-зенитчиц противостоят особому отряду фашистских десантников-диверсантов. Юные девчата в солдатских гимнастерках вступают в схватку с самой смертью… Надежды и мечты девушек, воспоминания о далёких любимых сгорают в беспощадном пламени войны, которое испепеляет и их самих – юных, отчаянных, нежных...


Интересные факты о книге:
  1. по словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на их участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал»;
  2. повесть была экранизирована в 1972, 2005 и 2008 годах;
  3. 4 театральные постановки;
  4. намного больший интерес и отклик получила экранизация 1972 года, нежели сама книга;
  5. есть такая книга "У войны не женское лицо" Светланы Алексиевич, цикл рассказов фронтовичек о войне, собранных Светланой у уже стареньких-стареньких бабушек, дочерей войны. Дочитать так и не смогла... В продолжение затронутой темы. Читать и, главное, дочитать стоит обязательно..

Цитаты:
  1. Красивые редко счастливыми бывают...
  2. Осуществленная мечта всегда лишена романтики
  3. Война — это не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает
  4. Бывает горе - что косматая медведица. Навалится, рвет, терзает - света невзвидишь. А отвалит - и ничего, вроде можно дышать, жить, действовать. Как не было.А бывает пустячок, оплошность. Мелочь, на за собой мелочь эта такое тянет, что не дай бог никому
  5. Человек в опасности либо совсем ничего не соображает, либо сразу за двоих
  6. А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел... И чисты-чистые, как слёзы...
  7. Трусость, девчата, во втором бою только видно
  8. Ведь так глупо , так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет

----------------------------------------

Мой отзыв о книге 
Плакала...
Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Женя Комелькова, Рита Осянина…
Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет.
Война слепа, глупа, несправедлива и в первую очередь забирает самых-самых..

---------------------------------------

Вопросы для обсуждения:
  1. если обсуждать больно, то будем премного благодарны за любой коротенький комментарий, что вы с нами;
  2. а ведь на их месте могла быть любая из нас...;
  3. я перечитывала и все время надеялась, что все-таки финал не будет столь грустным;
  4. кто из персонажей книги был более близок и понятен вам? а кто так и остался неразгаданным?;
  5. в каком возрасте следует начинать читать и обсуждать с детьми книги о войне?

В одной из рецензий на книгу были сказаны важные слова: "Я часто читаю книги о войне. Зачем? Трудно сказать. Ведь не для того же, чтобы лишний раз содрогнуться, возмутиться, захлебнуться от ненависти ко Злу...
Наверное, для того чтобы помнить, всегда помнить, какие мы счастливые, что не испытали все это на себе. Что нет ничего хуже войны. Что ничего еще не потеряно, когда твои родные, твои друзья живы и им ничего не угрожает. Чтобы молиться о мире для наших детей..."


Следующее заседание Клуба состоится 26 августа. Читаем и перечитываем вместе "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда.
Это самая успешная и самая скандальная из всех созданных Уайльдом книг - неподвластен времени и по праву считается шедевром английской литературы. Драматичная, парадоксальная, завораживающе-интригующая история Дориана Грея, ставшего жертвой собственного желания вечной жизни, несмотря на прошедшие с момента опубликования романа сто двадцать лет, до сих пор остается магнетически притягательной как для читателей, так и для режиссеров.
Книга, аудиокнига, книга на английском и фильм по ссылочке на торрентах.
Также ссылка на livlibre.net
Пишите мне на почту juliette7373@gmail.com и я вышлю вам файл в формате fb2.
Или сегодня прогуливаемся в книжный магазин. Вы не пожалеете!

Комментировать в ВКонтакте

Комментировать в Facebook

20 комментариев :

  1. В школу к нам пришла новая учительница музыки.Она оказалось не только педагогом, но и отличным рассказчиком. Вот на одном из уроков она рассказала нам эту повесть.Мы сидели весь урок и всю перемену с открытыми ртами и молча слушали. Все все.Это был 6 класс.Сильное впечатление.Но честно скажу, ни с кем из героинь не могу себя сопоставить. И кстати, до конца надеялась на хороший финал тоже...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Представляю, насколько было сильнО впечатление от эмоционального пересказа такого произведения. Всему вашему классу очень повезло. И через много лет слышится, что книга была прочувствована очень глубоко.

      Удалить
  2. Читала вчера на даче, сидя на крыльце - вокруг цветочки, трава, музыка играет, носится мелкий племянник... А я читаю, как Лиза до последнего вздоха надеялась, глядя в голубое небо...
    Страшно и жутко. А самое мерзкое, что любая война - какие бы цели она не ставила - просто игра сильных мира сего за власть и деньги. А люди - никому не нужный мусор, щепки в этой игре.
    И какова же сила духа и ненависти к фашистам у Васкова, что пятеро немцов сдались одному...
    Сразу вспоминается мне "В списках не значился" Бориса Васильева: вкратце Николай Плужников приехал служить в Брестскую крепость, его даже не успели внести в списки, как начался бой... 9 месяцев все это длилось, Николай защищал крепость, и в итоге остался единственным русским там... В финале книги Николай выходит к немцам: "А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести". Немцы отдавали честь Русскому Солдату. До сих пор слезы подступают, когда вспоминаю...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Умиротворенная обстановка, конечно же, способствовала более острому восприятию повести. Особенно сейчас, летом, когда природа полна жизни и радости за эту жизнь.
      Борис Васильев безусловно владеет сильным авторским слогом, способным донести до нас эти далекие и непостижимые сложные и глубокие чувства военных людей.
      Надя, спасибо.

      Удалить
    2. интересно, я тоже сразу вспомнила "В списках не значился". Очень сильные работы у Васильева!
      В этот раз я с вами не перечитывала, читала раньше, в институте когда училась. Тогда много читала Васильева. Но при любой возможности пересматриваю фильм (его последнее время часто показывают). Каждый раз при этом думаю "а как бы я себя вела?! смогла бы так защищать?" Хотя конечно, они так высокопарно в тот момент не думали, скорее всего. не думали, что подвиг совершают.
      Даже сейчас слезы на глазах. Веселые, живые девчонки... а такое перенесли. И сколько их таких было?! Конечно, надо помнить, и рассказывать. детям своим рассказывать...

      Удалить
    3. Согласна с каждым словом!

      Удалить
  3. Смотрела фильм урывками, поэтому суть книги представляла и печальный финал ожидало, хотя его не знала.
    Плакала...((
    Особо цитата впечатлила (пишу своими словами): после смерти Сони (если не ошибаюсь) Васков думал, что неправильно все это, не будет у нее детей и внуков, оборвалась ниточка...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Юля, была такая мысль.. Одна из ключевых, я думаю, в этой книге.
      Плакали, значит, вместе..

      Удалить
  4. Эта книга- одна из лучших и сильнейших о войне. Я тоже так думаю! Юлечка, спасибо за пост как по душам поговорила... Перечитать ее сейчас не смогла бы. рыдала бы взахлеб. С детьми, думаю, говорить о войне надо с младенчества. На уровне ребенка. не пугать, а учить чтить и уважать. Сейчас читаем Гулю Королеву с 11-летним сыном. Такие книги помогают жить! Просто радоваться! простому дню! простым вещам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо за воспоминания и советы. Я вот второй раз перечитала, больше никогда, думаю, не осилю...

      Удалить
  5. Не было возможности прочитать, но посмотрела фильм. Так получилось что это мой первый раз когда я посмотрела этот фильм от начала и конца без перерыва и отвлечений. Тоже плакала, особенно в конце. Тоже надеялась, что хоть кто-то из девушек выживет, хотя знала что нет... Даже не знаю осмелюсь ли читать.. Но думаю, что надо обязательно надо. Когда читаешь или смотришь такое у меня только один вопрос "Как они все это пережили? Этот вечный страх и ужас?! Так долго длилась война..." Такие книги и фильмы просто необходимо смотреть, чтобы не только помнить, как досталась победа, но и понимать, что мы счастливы только потому, что нам это не пришлось переживать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, фильм очень сильный. Когда читаешь, мне кажется, как-то ближе душевнее становишься с главными героями. Аня ,спасибо за мнение.

      Удалить
  6. Спасибо, Юля за еще одну замечательную книгу.

    Мне с одной стороны повезло, а с другой возможно и не очень. Хотя я все же склоняюсь к первому варианту. Первый раз я с повестью познакомилась лет 7 назад. Это был спектакль «Не покидай меня» в драматическом театре Белорусской Армии. На спектакль попала совершенно случайно, пошла на название, есть у меня с детства любимый фильм-сказка «Не покидай». А оказалось спектакль о войне. К слову с сюжетом повести у спектакля очень мало общего, разве что 4 девушки под началом мужчины. Но произвел он на меня огромное впечатление, зал аплодировал стоя, раз за разом вызывая актеров на поклон. Белорусские девочки, если вдруг будет возможность, насколько я знаю, спектакль до сих пор идет в минском Доме офицеров, сходите, не пожалеете. Очень светлая пьеса. И собственно как я от спектакля перешла к повести. Само собой придя домой, засела шерстить интернет и выяснила, что повесть «А зори здесь тихие…» очень похожа на увиденный мною спектакль. Пройти мимо я не могла.
    Я вообще очень люблю фильмы о войне, в основном советские, но есть и парочка иностранных. За что люблю – за эмоции, за благородство и честь, за сложные характеры и слезы. По-настоящему хорошая вещь должна вызывать эмоции, ради того и смотрю. Одни фильмы для умиления и смеха, другие для слез. И «Зори» я конечно же посмотрела, хороший фильм, но книга в разы лучше. Коротко, лаконично, без лишних описаний, но очень метко и емко написано. Читаешь и видишь как это было. Из мелких деталей такую историю сделать. Потрясающая работа. Такое кинематографистам не переплюнуть. Такие книги надо читать, и самим, и детям своим, чтобы людьми стали, с большой буквы Л. И дело даже не в подвиге, настоящий подвиг никогда не бывает намеренным, это такой склад у человека, что попав в сложную ситуацию, он просто не может поступить иначе. Надо просто показывать пример того, какими могут быть люди, что человеческая жизнь ценна и что надо уметь прощать. Много всего. Каждый найдет свое, самое заветное, то, что хочет передать детям.
    Это пожалуй вторая книга о войне, которую я прочитала, первая была «Повесть о настоящем человеке». Давно-давно, еще в школе, по совету подруги. Про войну я все больше смотрю фильмы. «В бой идут одни старики» мой самый-самый любимый, до дыр засмотренный.

    А вот Дориана Грея я пропущу, не осилила я этого товарища, пару раз начинала и никак. Хотя после «Бремени страстей человеческих» можно было бы любую книгу осилить. Но обсуждение почитаю с удовольствием.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, действительно у тебя было необычное знакомство с произведением. Спасибо за совет про постановку. Посмотрю, показывают ли и обязательно схожу.
      А Дориана Грея все-таки попробуй, после Страстей то :)) Глубоко он западает в душу, однозначно.

      Удалить
    2. Может и решусь, в конце-концов когда как не сейчас, такой повод взять себя в руки.

      Удалить
  7. Кстати, Юля, насчет Дориана Грея - отличный выбор, спасибо! Это будет мне "волшебный пинок":) а то подруга мне уже пять лет про него рассказывает, цитирует, а я все никак не могу себя заставить. Буду читать традиционно в выходные:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Традиционно :)) Смотри ,чтобы моральных сил хватило :) Очень уж он думать и переосмыслять заставляет меня. Хотя со многими его утверждениями в корне не согласна.

      Удалить
  8. И вот хоть знала я, что конец печальный будет, авсе равно надеялась......
    Прочитала я сегодня эту книгу. Невероятно жалко 19 летних девчонок. И все время мне думалось, бегите обратно, все вместе бегите за помощью. А нельзя им было...
    Ближе всех мне как-то Женя была...красивая, веселая и смелая....
    Книга тяжелая. Вроде и хотела прочитать, и рада, что прочитала, а осадок тяжелый....
    Из непрочитанных с клубом у меня осталась только Жажда жизни))) (Куда приводят мечты я не хотела читать, тема мне не нравится) А остальные все прочитала)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Символично, что прочитала именно 23-го февраля.
      Вика, ну ты молодец! Рада, что Клуб полезен!

      Удалить

LiveLib